Кинопленка Кацева. «Настоящий «Ленфильм» в РОСФОТО

Выставка Самоэля (Элика) Кацева, которая открылась в музейно-выставочном центре РОСФОТО, возвращает нам имя мастера ленинградской фотографии и напоминает о лучших годах студии, некогда знаменитой на весь кинематографический мир.

Кинопленка Кацева. «Настоящий «Ленфильм» в РОСФОТО | На выставке есть и увеличенная копия автопортрета самого Элика Кацева (слева). ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На выставке есть и увеличенная копия автопортрета самого Элика Кацева (слева). ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Биография Кацева (1945 - 2003) укладывается в несколько строк. В 16 лет - поступление в «фотографическое» профтехучилище, затем работа в бытовом ателье. Желание снимать всерьез приводит на «Ленфильм». Сначала его принимают только такелажником, потом Кацев дослужился до и. о. ассистента оператора, наконец, в 1977 году - оператор-постановщик Юрий Векслер берет Кацева художником-фотографом на съемки фильма режиссера Виталия Мельникова «Женитьба». Начинаются лучшие годы Элика, как звали его на «Ленфильме» и в окрестностях, - фотопробы, фото во время съемок для архива киностудии, фото актеров для рекламных пакетов фильмов, выходящих в прокат. В портфолио Кацева - 40 (!) кинолент, включая культовые «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Пацаны», «Анюта»...

В 1990 году закрывают фотоцех «Ленфильма», распавшегося на несколько мелких студий. Съемка для архивов никому не нужна. Кацев вынужден уйти и работать в обычном ателье по печати любительских снимков. Уход из профессии наверняка сильно сократил ему жизнь.

В прошлом году Тамара Сеферян, вдова фотографа, подарила РОСФОТО примерно полторы тысячи отпечатков, негативов, слайдов. Изучение архива Кацева только начинается, некоторые снимки требуют датировок, иногда нет информации даже о названии фильма, для которого делались фотопробы. Но новые владельцы фотографий посчитали необходимым уже сейчас показать широкой публике 100 лучших фотографий, отпечатанных автором.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Игорь Лебедев, сокуратор выставки, Кацев вышел из ленинградской школы фотографии, которая была альтернативой принятого тогда образования. Съемки в службе быта привили ему навыки работы со среднеформатными камерами. Позже он посещал фотостудию Леонида Богданова, снимал городские пейзажи рядом с Борисом Смеловым. Они участвовали в международном конкурсе в Бухаресте. Для выставки отобраны только отпечатки с авторскими штампами или подписями. Важно показать те снимки, где Кацев не просто видит актера, а показывает его характер за пределами данной роли. Таковы, например, портреты Леонида Оболенского, Евгения Стеблова, Дмитрия Долинина, Владимира Васильева.

Выставка начинается и заканчивается темой Высоцкого. Первая фотография сделана Кацевым в 1967 году на съемках фильма «Интервенция». Актер снят на фоне плаката: «Здесь сидел Мишель Воронов, его выдал Евгений Ксидиас, сын банкирши...». Высоцкий играл Воронова, этот эпизод в картину не попал, да и сама «Интервенция» легла на полку на 20 лет. В 1989 году Кацев снимал Марину Влади во время тура по России с показом документального фильма о Высоцком «Постскриптум» режиссера Петра Солдатенкова.

От съемок «Женитьбы» Виталия Мельникова в архиве Кацева остались фото звездного актерского состава - Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Олег Борисов, Евгений Леонов, Валентина Талызина, Владислав Стржельчик. На картине «Отпуск в сентябре» работали Олег Даль, Ирина Купченко, Юрий Богатырев, Наталья Гундарева. В «Комедии ошибок» - Ольга Антонова, Наталья Данилова, Михаил Козаков, Баадур Цуладзе.

Кацев отснял за работой режиссеров и операторов - Динару Асанову, Иосифа Хейфеца, Илью Авербаха, Виталия Мельникова, Юрия Векслера.

Давно нет того «Ленфильма», но остались фотографии Кацева, которые долговечнее кино.

Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «Кино, снятое на фотопленку».

#фотография #РОСФОТО #ленфильм #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6184) от 26.04.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.