Кинопленка Кацева. «Настоящий «Ленфильм» в РОСФОТО
Выставка Самоэля (Элика) Кацева, которая открылась в музейно-выставочном центре РОСФОТО, возвращает нам имя мастера ленинградской фотографии и напоминает о лучших годах студии, некогда знаменитой на весь кинематографический мир.
На выставке есть и увеличенная копия автопортрета самого Элика Кацева (слева). ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Биография Кацева (1945 - 2003) укладывается в несколько строк. В 16 лет - поступление в «фотографическое» профтехучилище, затем работа в бытовом ателье. Желание снимать всерьез приводит на «Ленфильм». Сначала его принимают только такелажником, потом Кацев дослужился до и. о. ассистента оператора, наконец, в 1977 году - оператор-постановщик Юрий Векслер берет Кацева художником-фотографом на съемки фильма режиссера Виталия Мельникова «Женитьба». Начинаются лучшие годы Элика, как звали его на «Ленфильме» и в окрестностях, - фотопробы, фото во время съемок для архива киностудии, фото актеров для рекламных пакетов фильмов, выходящих в прокат. В портфолио Кацева - 40 (!) кинолент, включая культовые «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Пацаны», «Анюта»...
В 1990 году закрывают фотоцех «Ленфильма», распавшегося на несколько мелких студий. Съемка для архивов никому не нужна. Кацев вынужден уйти и работать в обычном ателье по печати любительских снимков. Уход из профессии наверняка сильно сократил ему жизнь.
В прошлом году Тамара Сеферян, вдова фотографа, подарила РОСФОТО примерно полторы тысячи отпечатков, негативов, слайдов. Изучение архива Кацева только начинается, некоторые снимки требуют датировок, иногда нет информации даже о названии фильма, для которого делались фотопробы. Но новые владельцы фотографий посчитали необходимым уже сейчас показать широкой публике 100 лучших фотографий, отпечатанных автором.
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Игорь Лебедев, сокуратор выставки, Кацев вышел из ленинградской школы фотографии, которая была альтернативой принятого тогда образования. Съемки в службе быта привили ему навыки работы со среднеформатными камерами. Позже он посещал фотостудию Леонида Богданова, снимал городские пейзажи рядом с Борисом Смеловым. Они участвовали в международном конкурсе в Бухаресте. Для выставки отобраны только отпечатки с авторскими штампами или подписями. Важно показать те снимки, где Кацев не просто видит актера, а показывает его характер за пределами данной роли. Таковы, например, портреты Леонида Оболенского, Евгения Стеблова, Дмитрия Долинина, Владимира Васильева.
Выставка начинается и заканчивается темой Высоцкого. Первая фотография сделана Кацевым в 1967 году на съемках фильма «Интервенция». Актер снят на фоне плаката: «Здесь сидел Мишель Воронов, его выдал Евгений Ксидиас, сын банкирши...». Высоцкий играл Воронова, этот эпизод в картину не попал, да и сама «Интервенция» легла на полку на 20 лет. В 1989 году Кацев снимал Марину Влади во время тура по России с показом документального фильма о Высоцком «Постскриптум» режиссера Петра Солдатенкова.
От съемок «Женитьбы» Виталия Мельникова в архиве Кацева остались фото звездного актерского состава - Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Олег Борисов, Евгений Леонов, Валентина Талызина, Владислав Стржельчик. На картине «Отпуск в сентябре» работали Олег Даль, Ирина Купченко, Юрий Богатырев, Наталья Гундарева. В «Комедии ошибок» - Ольга Антонова, Наталья Данилова, Михаил Козаков, Баадур Цуладзе.
Кацев отснял за работой режиссеров и операторов - Динару Асанову, Иосифа Хейфеца, Илью Авербаха, Виталия Мельникова, Юрия Векслера.
Давно нет того «Ленфильма», но остались фотографии Кацева, которые долговечнее кино.
Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «Кино, снятое на фотопленку».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6184) от 26.04.2018.
Комментарии