«Худпокост» – это не страшно
Необычная выставка «Костюм в полный рост» открылась в «Малом манеже» (наб. канала Грибоедова, 103). Но по формальным признакам костюмов на ней нет. Невозможно считать таковыми оживляющий ширпотреб на паре манекенов.
Как заметила на вернисаже куратор Марина Джигарханян, она долго собиралась зайти на факультет искусств СПбГУ, где несколько лет существует кафедра мастерства художника кино и телевидения. Такой нет даже в вузах, которые специально готовят киношников и телевизионщиков. Университетская кафедра началась с мастерской, созданной на факультете искусств художниками Ларисой и Петром Конниковыми.
Шесть лет студентки (девушки там – в абсолютном большинстве) учатся работать для кино и ТВ. Как объяснил для нашей газеты Петр Конников, это особая профессия, требующая специфических навыков. Прежде всего хорошо и быстро рисовать, разговор с режиссером длится минуты, за это время художник должен создать убедительные эскизы. Но рисование – 5 процентов работы в кино, остальные 95 – труд на съемке не только с кисточкой, но и с молотком, дрелью и т. д. Наконец, художник должен уметь постоянно держать в голове два сценария – собственно сценарий фильма и свой художнический. Ведь кино снимается совсем не в той последовательности, в которой его увидят зрители. Кстати, во время каникул универсантки участвуют в съемках студенческих фильмов на студиях и в других вузах.
И, может быть, именно потому, что художник кино – участник большого коллективного процесса, вскоре после создания кафедры студентки разных курсов объединились в артель «Худпокост» – художники по костюмам.
Учебная программа построена так, чтобы студентки почувствовали себя создателями фильмов по самой разной литературе – Диккенс, Тынянов, Мережковский, Войнович, Пелевин, Гришковец... Выставка построена как единое пространство, где нарисованы герои всех времен и народов. Персонажи шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» живут рядом с героями исторической трилогии Алексея Толстого, петербургские дворники – рядом с клоуном Генриха Белля, метерлинковская Синяя птица парит над портретом Гойи из романа Фейхтвангера.
Из пестрого хоровода литературных героев выделяются две точные по найденным образам картины – «Среднерусский пейзаж» Ольги Гатауллиной и «Вилки» Александры Созонтовой. В пейзаже на фоне уходящей в заснеженные дали одноколейки крупным планом взят ржавый железнодорожный станционный фонарь. Столовые приборы теснятся в граненом стакане, масштаб застолья задан – стакан зажат между двумя четырехэтажными брандмауэрами.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5443) от 21.04.2015.
Комментарии