«Худпокост» – это не страшно

Необычная выставка «Костюм в полный рост» открылась в «Малом манеже» (наб. канала Грибоедова, 103). Но по формальным признакам костюмов на ней нет. Невозможно считать таковыми оживляющий ширпотреб на паре манекенов.

«Худпокост» – это не страшно |

Как заметила на вернисаже куратор Марина Джигарханян, она долго собиралась зайти на факультет искусств СПбГУ, где несколько лет существует кафедра мастерства художника кино и телевидения. Такой нет даже в вузах, которые специально готовят киношников и телевизионщиков. Университетская кафедра началась с мастерской, созданной на факультете искусств художниками Ларисой и Петром Конниковыми.

Шесть лет студентки (девушки там – в абсолютном большинстве) учатся работать для кино и ТВ. Как объяснил для нашей газеты Петр Конников, это особая профессия, требующая специфических навыков. Прежде всего хорошо и быстро рисовать, разговор с режиссером длится минуты, за это время художник должен создать убедительные эскизы. Но рисование – 5 процентов работы в кино, остальные 95 – труд на съемке не только с кисточкой, но и с молотком, дрелью и т. д. Наконец, художник должен уметь постоянно держать в голове два сценария – собственно сценарий фильма и свой художнический. Ведь кино снимается совсем не в той последовательности, в которой его увидят зрители. Кстати, во время каникул универсантки участвуют в съемках студенческих фильмов на студиях и в других вузах.

И, может быть, именно потому, что художник кино – участник большого коллективного процесса, вскоре после создания кафедры студентки разных курсов объединились в артель «Худпокост» – художники по костюмам.

Учебная программа построена так, чтобы студентки почувствовали себя создателями фильмов по самой разной литературе – Диккенс, Тынянов, Мережковский, Войнович, Пелевин, Гришковец... Выставка построена как единое пространство, где нарисованы герои всех времен и народов. Персонажи шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» живут рядом с героями исторической трилогии Алексея Толстого, петербургские дворники – рядом с клоуном Генриха Белля, метерлинковская Синяя птица парит над портретом Гойи из романа Фейхтвангера.

Из пестрого хоровода литературных героев выделяются две точные по найденным образам картины – «Среднерусский пейзаж» Ольги Гатауллиной и «Вилки» Александры Созонтовой. В пейзаже на фоне уходящей в заснеженные дали одноколейки крупным планом взят ржавый железнодорожный станционный фонарь. Столовые приборы теснятся в граненом стакане, масштаб застолья задан – стакан зажат между двумя четырехэтажными брандмауэрами.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5443) от 21.04.2015.


Комментарии