Художников друг и советник

Словосочетание «куратор выставки» стало привычным, хотя смысл в него вкладывается самый разный. От автора идеи и человека, способного найти на нее финансирование, до прораба, который руководит забиванием гвоздей и расстановкой светильников. Наш корреспондент Вадим МИХАЙЛОВ расспросил про кураторство Юлию ДЕМИДЕНКО, заместителя директора Музея истории Петербурга по научной работе, имеющую опыт музейного и независимого куратора.

Художников друг и советник | ФОТО из архива автора

ФОТО из архива автора

– Так кто же такой куратор?

– Если коротко – автор выставки или экспозиции, шире – любого проекта, если речь идет о музее


– Когда появилась профессия куратора?

– В тот момент, когда появились публичные выставки. В середине XIX века начались всемирные выставки, прообразы современных ЭКСПО. Страны назначали комиссаров, кураторов фактически, национальных павильонов. У художественных отделов были свои комиссары. Но в современном понимании кураторство появилось в начале ХХ века.


– В России куратором стал Дягилев?

– Конечно. В его времена выставки современного искусства организовывались довольно просто, и сейчас кое-где в региональных союзах художников так делают – собирался выставочный комитет из коллег-художников, распределялись залы (часто просто по жребию), дальше сам художник как мог что-то выставлял. Общее впечатление мало кого интересовало, восприятие зрителя – тем более.

Дягилев был именно куратором выставки русских портретов в Таврическом дворце. Он ее придумал, организовал, нашел зал, отобрал вещи в частных коллекциях, пригласил в качестве дизайнеров Бакста и Лансере.

Между прочим, Венецианская биеннале в начале ХХ века была весьма заурядной выставкой. На призывы директора биеннале прислать свои вещи (все оплачено!) Валентин Серов попросту не отвечал. А вот как раз опыт кураторов отдельных павильонов и выставки в целом сделал из нее то, чем она стала сегодня, – событие мирового масштаба.


– На это потребовалось много времени.

– Несколько десятилетий. Кураторство сегодня – непременная часть не только биеннальной, но и музейной практики. Отбор вещей для экспозиции, установление между ними связей, создание самой экспозиции, написание текстов – все это обязанности куратора.


– Которые выполняют музейные сотрудники?

– Мы говорим о сути их работы, а не о штатном расписании. Это обязанности музейных сотрудников. Другое дело, что с какого-то времени, сравнительно недавно, появились так называемые независимые кураторы. Сначала галерейные, лишь потом – музейные.


– Когда вы стали куратором?

– В начале 1990-х годов делала выставку «Веселящийся Петербург» в Русском музее, выставку в галерее «Борей». Тогда для меня, как и для многих коллег-искусствоведов, работа в частных галереях стала важным опытом независимого кураторства.


– Ваш лучший проект?

– «Память тела» – история советского нижнего белья, показанная после Петербурга в Москве, Нижнем Новгороде, Вене, Хельсинки.


– Самая огорчительная неудача?

– Их несколько – все несостоявшиеся зарубежные проекты, по которым велась довольно интенсивная работа. Лишь от одного я отказалась сама – по причине некачественного материала. Речь шла о выставке советского искусства в Италии, очень слабая была коллекция. Она нуждалась в том, чтобы ее показывать в каком-то контексте, не выдавая за великое искусство. Заказчик настаивал на обратном. Мы расстались без обид.

В остальных случаях, вероятно, были недостатки общего менеджмента проекта – нехватка денег, неумение договориться с партнерами, владельцами вещей и коллекций. Один раз помешал тот самый исландский вулкан – я не смогла прилететь в Гонконг.


– Художники часто говорят о диктатуре кураторов, называют их убийцами искусства. Что скажете в защиту профессии?

– Это спор давний. Может, «убивая» искусство, кураторы создают художников. Честно, не знаю ни одной жертвы кураторов.


– Продюсер – куратор – художник. Как распределяются роли в этом треугольнике?

– Так же, как в кино. Куратор – режиссер, художник – актер, а продюсер и есть продюсер. Роль последнего возрастает все больше в кинематографе, посмотрим, что будет в искусстве. Но иметь человека, отвечающего за организационные вопросы, – мечта любого куратора, и это возможно на больших выставках. А часто куратор соединяет в себе и менеджера или продюсера, а то и агента художника.

В первые постперестроечные годы многие художники в России именно в обеспечении продаж видели главную задачу куратора. Книга Владимира Леняшина про критиков в советские годы называлась «Художников друг и советник». Теперь эту роль выполняет куратор.


– Куратор и зритель, как складываются их взаимоотношения?

– В сущности, куратор – посредник между искусством и зрителем, поэтому, думаю, он должен понимать, где и для кого делает выставку. В музейном деле в России в последние годы иногда приходится слышать – «это не для нашего зрителя», «наш зритель не поймет» и т. п. Те же опасения были и перед проведением в нашем городе «Манифесты». Но куратор – автор, на него должны бы распространяться все законы об авторском праве. Выставка – авторское высказывание. Дальше: хочет куратор – может подстраиваться под зрителя, не хочет – пусть бросает ему вызов.


– Русский зритель в массе своей консервативен?

– Судите сами. Как-то я разговорилась в поезде с молодой парой столичного происхождения. С восторгом рассказала им о виденной мною в Эссене выставке ближневосточных древностей, построенной как рассказ о судьбе и романах Агаты Кристи. Этот ключ – как раз и была работа куратора. Молодая и прогрессивная пара моего восторга не разделила, а с оскорбленным видом сообщила, что музей – храм и святое и не надо путать это с какими-то детективами.


– Проблема в слабой информированности?

– Никто об искусстве, тем более современном, не рассказывает на языке, доступном человеку со средним во всех смыслах образованием. Как раз все последние лет 30 кураторы и художники увлекались авторскими высказываниями и самовыражениями.

В какой-нибудь манхэттенской галерее, да даже в берлинской, это совершенно не важно. Туда не заходят случайные люди, а их мнение, ежели вдруг они захотят его высказать в какой-то, скажем осторожно, яркой манере, никого не интересует. А вот музейная выставка действительно должна учитывать разную подготовку зрителя и иногда буквально «разжевывать» какие-то вещи. Многие музеи так и делают. К примеру, выставки в Центре Помпиду в Париже, несмотря на всю свою современность и свежую подачу, включают очень дидактические тексты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (5507) от 24.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?