Художников друг и советник

Словосочетание «куратор выставки» стало привычным, хотя смысл в него вкладывается самый разный. От автора идеи и человека, способного найти на нее финансирование, до прораба, который руководит забиванием гвоздей и расстановкой светильников. Наш корреспондент Вадим МИХАЙЛОВ расспросил про кураторство Юлию ДЕМИДЕНКО, заместителя директора Музея истории Петербурга по научной работе, имеющую опыт музейного и независимого куратора.

Художников друг и советник | ФОТО из архива автора

ФОТО из архива автора

– Так кто же такой куратор?

– Если коротко – автор выставки или экспозиции, шире – любого проекта, если речь идет о музее


– Когда появилась профессия куратора?

– В тот момент, когда появились публичные выставки. В середине XIX века начались всемирные выставки, прообразы современных ЭКСПО. Страны назначали комиссаров, кураторов фактически, национальных павильонов. У художественных отделов были свои комиссары. Но в современном понимании кураторство появилось в начале ХХ века.


– В России куратором стал Дягилев?

– Конечно. В его времена выставки современного искусства организовывались довольно просто, и сейчас кое-где в региональных союзах художников так делают – собирался выставочный комитет из коллег-художников, распределялись залы (часто просто по жребию), дальше сам художник как мог что-то выставлял. Общее впечатление мало кого интересовало, восприятие зрителя – тем более.

Дягилев был именно куратором выставки русских портретов в Таврическом дворце. Он ее придумал, организовал, нашел зал, отобрал вещи в частных коллекциях, пригласил в качестве дизайнеров Бакста и Лансере.

Между прочим, Венецианская биеннале в начале ХХ века была весьма заурядной выставкой. На призывы директора биеннале прислать свои вещи (все оплачено!) Валентин Серов попросту не отвечал. А вот как раз опыт кураторов отдельных павильонов и выставки в целом сделал из нее то, чем она стала сегодня, – событие мирового масштаба.


– На это потребовалось много времени.

– Несколько десятилетий. Кураторство сегодня – непременная часть не только биеннальной, но и музейной практики. Отбор вещей для экспозиции, установление между ними связей, создание самой экспозиции, написание текстов – все это обязанности куратора.


– Которые выполняют музейные сотрудники?

– Мы говорим о сути их работы, а не о штатном расписании. Это обязанности музейных сотрудников. Другое дело, что с какого-то времени, сравнительно недавно, появились так называемые независимые кураторы. Сначала галерейные, лишь потом – музейные.


– Когда вы стали куратором?

– В начале 1990-х годов делала выставку «Веселящийся Петербург» в Русском музее, выставку в галерее «Борей». Тогда для меня, как и для многих коллег-искусствоведов, работа в частных галереях стала важным опытом независимого кураторства.


– Ваш лучший проект?

– «Память тела» – история советского нижнего белья, показанная после Петербурга в Москве, Нижнем Новгороде, Вене, Хельсинки.


– Самая огорчительная неудача?

– Их несколько – все несостоявшиеся зарубежные проекты, по которым велась довольно интенсивная работа. Лишь от одного я отказалась сама – по причине некачественного материала. Речь шла о выставке советского искусства в Италии, очень слабая была коллекция. Она нуждалась в том, чтобы ее показывать в каком-то контексте, не выдавая за великое искусство. Заказчик настаивал на обратном. Мы расстались без обид.

В остальных случаях, вероятно, были недостатки общего менеджмента проекта – нехватка денег, неумение договориться с партнерами, владельцами вещей и коллекций. Один раз помешал тот самый исландский вулкан – я не смогла прилететь в Гонконг.


– Художники часто говорят о диктатуре кураторов, называют их убийцами искусства. Что скажете в защиту профессии?

– Это спор давний. Может, «убивая» искусство, кураторы создают художников. Честно, не знаю ни одной жертвы кураторов.


– Продюсер – куратор – художник. Как распределяются роли в этом треугольнике?

– Так же, как в кино. Куратор – режиссер, художник – актер, а продюсер и есть продюсер. Роль последнего возрастает все больше в кинематографе, посмотрим, что будет в искусстве. Но иметь человека, отвечающего за организационные вопросы, – мечта любого куратора, и это возможно на больших выставках. А часто куратор соединяет в себе и менеджера или продюсера, а то и агента художника.

В первые постперестроечные годы многие художники в России именно в обеспечении продаж видели главную задачу куратора. Книга Владимира Леняшина про критиков в советские годы называлась «Художников друг и советник». Теперь эту роль выполняет куратор.


– Куратор и зритель, как складываются их взаимоотношения?

– В сущности, куратор – посредник между искусством и зрителем, поэтому, думаю, он должен понимать, где и для кого делает выставку. В музейном деле в России в последние годы иногда приходится слышать – «это не для нашего зрителя», «наш зритель не поймет» и т. п. Те же опасения были и перед проведением в нашем городе «Манифесты». Но куратор – автор, на него должны бы распространяться все законы об авторском праве. Выставка – авторское высказывание. Дальше: хочет куратор – может подстраиваться под зрителя, не хочет – пусть бросает ему вызов.


– Русский зритель в массе своей консервативен?

– Судите сами. Как-то я разговорилась в поезде с молодой парой столичного происхождения. С восторгом рассказала им о виденной мною в Эссене выставке ближневосточных древностей, построенной как рассказ о судьбе и романах Агаты Кристи. Этот ключ – как раз и была работа куратора. Молодая и прогрессивная пара моего восторга не разделила, а с оскорбленным видом сообщила, что музей – храм и святое и не надо путать это с какими-то детективами.


– Проблема в слабой информированности?

– Никто об искусстве, тем более современном, не рассказывает на языке, доступном человеку со средним во всех смыслах образованием. Как раз все последние лет 30 кураторы и художники увлекались авторскими высказываниями и самовыражениями.

В какой-нибудь манхэттенской галерее, да даже в берлинской, это совершенно не важно. Туда не заходят случайные люди, а их мнение, ежели вдруг они захотят его высказать в какой-то, скажем осторожно, яркой манере, никого не интересует. А вот музейная выставка действительно должна учитывать разную подготовку зрителя и иногда буквально «разжевывать» какие-то вещи. Многие музеи так и делают. К примеру, выставки в Центре Помпиду в Париже, несмотря на всю свою современность и свежую подачу, включают очень дидактические тексты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (5507) от 24.07.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.