Художников друг и советник
Словосочетание «куратор выставки» стало привычным, хотя смысл в него вкладывается самый разный. От автора идеи и человека, способного найти на нее финансирование, до прораба, который руководит забиванием гвоздей и расстановкой светильников. Наш корреспондент Вадим МИХАЙЛОВ расспросил про кураторство Юлию ДЕМИДЕНКО, заместителя директора Музея истории Петербурга по научной работе, имеющую опыт музейного и независимого куратора.
ФОТО из архива автора
– Так кто же такой куратор?
– Если коротко – автор выставки или экспозиции, шире – любого проекта, если речь идет о музее
– Когда появилась профессия куратора?
– В тот момент, когда появились публичные выставки. В середине XIX века начались всемирные выставки, прообразы современных ЭКСПО. Страны назначали комиссаров, кураторов фактически, национальных павильонов. У художественных отделов были свои комиссары. Но в современном понимании кураторство появилось в начале ХХ века.
– В России куратором стал Дягилев?
– Конечно. В его времена выставки современного искусства организовывались довольно просто, и сейчас кое-где в региональных союзах художников так делают – собирался выставочный комитет из коллег-художников, распределялись залы (часто просто по жребию), дальше сам художник как мог что-то выставлял. Общее впечатление мало кого интересовало, восприятие зрителя – тем более.
Дягилев был именно куратором выставки русских портретов в Таврическом дворце. Он ее придумал, организовал, нашел зал, отобрал вещи в частных коллекциях, пригласил в качестве дизайнеров Бакста и Лансере.
Между прочим, Венецианская биеннале в начале ХХ века была весьма заурядной выставкой. На призывы директора биеннале прислать свои вещи (все оплачено!) Валентин Серов попросту не отвечал. А вот как раз опыт кураторов отдельных павильонов и выставки в целом сделал из нее то, чем она стала сегодня, – событие мирового масштаба.
– На это потребовалось много времени.
– Несколько десятилетий. Кураторство сегодня – непременная часть не только биеннальной, но и музейной практики. Отбор вещей для экспозиции, установление между ними связей, создание самой экспозиции, написание текстов – все это обязанности куратора.
– Которые выполняют музейные сотрудники?
– Мы говорим о сути их работы, а не о штатном расписании. Это обязанности музейных сотрудников. Другое дело, что с какого-то времени, сравнительно недавно, появились так называемые независимые кураторы. Сначала галерейные, лишь потом – музейные.
– Когда вы стали куратором?
– В начале 1990-х годов делала выставку «Веселящийся Петербург» в Русском музее, выставку в галерее «Борей». Тогда для меня, как и для многих коллег-искусствоведов, работа в частных галереях стала важным опытом независимого кураторства.
– Ваш лучший проект?
– «Память тела» – история советского нижнего белья, показанная после Петербурга в Москве, Нижнем Новгороде, Вене, Хельсинки.
– Самая огорчительная неудача?
– Их несколько – все несостоявшиеся зарубежные проекты, по которым велась довольно интенсивная работа. Лишь от одного я отказалась сама – по причине некачественного материала. Речь шла о выставке советского искусства в Италии, очень слабая была коллекция. Она нуждалась в том, чтобы ее показывать в каком-то контексте, не выдавая за великое искусство. Заказчик настаивал на обратном. Мы расстались без обид.
В остальных случаях, вероятно, были недостатки общего менеджмента проекта – нехватка денег, неумение договориться с партнерами, владельцами вещей и коллекций. Один раз помешал тот самый исландский вулкан – я не смогла прилететь в Гонконг.
– Художники часто говорят о диктатуре кураторов, называют их убийцами искусства. Что скажете в защиту профессии?
– Это спор давний. Может, «убивая» искусство, кураторы создают художников. Честно, не знаю ни одной жертвы кураторов.
– Продюсер – куратор – художник. Как распределяются роли в этом треугольнике?
– Так же, как в кино. Куратор – режиссер, художник – актер, а продюсер и есть продюсер. Роль последнего возрастает все больше в кинематографе, посмотрим, что будет в искусстве. Но иметь человека, отвечающего за организационные вопросы, – мечта любого куратора, и это возможно на больших выставках. А часто куратор соединяет в себе и менеджера или продюсера, а то и агента художника.
В первые постперестроечные годы многие художники в России именно в обеспечении продаж видели главную задачу куратора. Книга Владимира Леняшина про критиков в советские годы называлась «Художников друг и советник». Теперь эту роль выполняет куратор.
– Куратор и зритель, как складываются их взаимоотношения?
– В сущности, куратор – посредник между искусством и зрителем, поэтому, думаю, он должен понимать, где и для кого делает выставку. В музейном деле в России в последние годы иногда приходится слышать – «это не для нашего зрителя», «наш зритель не поймет» и т. п. Те же опасения были и перед проведением в нашем городе «Манифесты». Но куратор – автор, на него должны бы распространяться все законы об авторском праве. Выставка – авторское высказывание. Дальше: хочет куратор – может подстраиваться под зрителя, не хочет – пусть бросает ему вызов.
– Русский зритель в массе своей консервативен?
– Судите сами. Как-то я разговорилась в поезде с молодой парой столичного происхождения. С восторгом рассказала им о виденной мною в Эссене выставке ближневосточных древностей, построенной как рассказ о судьбе и романах Агаты Кристи. Этот ключ – как раз и была работа куратора. Молодая и прогрессивная пара моего восторга не разделила, а с оскорбленным видом сообщила, что музей – храм и святое и не надо путать это с какими-то детективами.
– Проблема в слабой информированности?
– Никто об искусстве, тем более современном, не рассказывает на языке, доступном человеку со средним во всех смыслах образованием. Как раз все последние лет 30 кураторы и художники увлекались авторскими высказываниями и самовыражениями.
В какой-нибудь манхэттенской галерее, да даже в берлинской, это совершенно не важно. Туда не заходят случайные люди, а их мнение, ежели вдруг они захотят его высказать в какой-то, скажем осторожно, яркой манере, никого не интересует. А вот музейная выставка действительно должна учитывать разную подготовку зрителя и иногда буквально «разжевывать» какие-то вещи. Многие музеи так и делают. К примеру, выставки в Центре Помпиду в Париже, несмотря на всю свою современность и свежую подачу, включают очень дидактические тексты.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (5507) от 24.07.2015.
Комментарии