Художник и я

Рынок, вокзал, гараж, частная квартира... Все это вместо театральных зданий, вместо сцены и партера. Вам предложат бродить в наушниках по Финляндскому вокзалу среди толпы спешащих пассажиров, слушая «Разговоры беженцев». Примерить на себя шкуру волка и почувствовать - каково это, когда на тебя охотятся. Прослушать в гараже протоколы допросов руководителей концлагеря на Аушвицком процессе. Узнать, может ли наука превратить человека в ангела...

Художник и я | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Фестиваль открылся в Корпусе Бенуа Русского музея. Здесь, в постоянной экспозиции русского авангарда, на фоне картин Натальи Гончаровой и Любови Поповой, Петрова-Водкина, Кандинского и Филонова румынская художница Александра Пиричи представила свой перформанс «Хрупкие инструменты вовлечения».

Перед началом перформанса директор Русского музея Владимир Гусев сказал несколько слов об искусстве и революции (одна из трех программ фестиваля называется «Чувство возможного. Посвящение 100-летию революции»).

- Тема это очень интересная, - заметил директор. - Для нас важно понять, какое влияние на развитие искусства оказывали и оказывают радикальные изменения в обществе. Существует расхожее мнение, что русский авангард - искусство, рожденное революцией. Но это не так. Революция была лишь катализатором процессов, которые уже происходили в искусстве. Авангард рождался раньше - под влиянием французской живописи, итальянских футуристов. И вот интересно понять, что первично, а что вторично. Общественно-политические события вызывают изменения в искусстве? Или искусство опережает время и заставляет общество сделать скачок в своем развитии? Это одна из тем, которая связана с перформансом «Хрупкие инструменты вовлечения».

Вдохновленные напутствием директора, все ринулись на второй этаж Корпуса Бенуа. Художница и хореограф Александра Пиричи, которую назвали звездой современного перформанса, обещала «вызвать к жизни различные образы и события, как культурные, так и политические». Показать, как репортаж о казни румынского диктатора Николае Чаушеску монтируется с рекламным роликом виски, снятым Йозефом Бойсом, а «выступления Мишель Обамы и Мелании Трамп переходят в стихотворение Ахматовой «Земля, хотя и не родная». Картина Натальи Гончаровой «Велосипедист» должна была оказаться в одном образном ряду с предсмертной речью Сальвадора Альенде во время государственного переворота в Чили и, может быть, с «Умирающим лебедем» Анны Павловой в хореографии Михаила Фокина.

Если все это и содержалось в перформансе Пиричи, прочитать это было невозможно. Пробившись сквозь плотную толпу зрителей, которые выглядели весьма озадаченными, я увидела парня в спортивных штанах и кроссовках, который пытался делать балетные па.

Ага, обрадовалась я, хоть что-то понятно - это, наверное, и есть оммаж «Умирающему лебедю», Павловой и Фокину.

Танцовщик быстро утомился и рухнул на пол, картинно откинув голову. Всего актеров было пятеро, и они работали честно: ложились, вставали, садились, становились на четвереньки, что-то выкрикивали по-румынски и по-английски.

«Вовлечься» никак не получалось. Минут десять я все же продержалась. Все казалось, что еще чуть-чуть и наконец-то начнется интересное. Не дождалась. Толпа зрителей постепенно редела.

- Это возмутительно! - заявила одна из зрительниц. - Зачем устраивать подобное здесь - в храме искусства?

- Простите, если вы не поняли смысла представления, это же не значит, что оно плохое, - ответила ей другая дама.

- А вы поняли? - поинтересовалась я.

- Нет, - честно призналась собеседница. - Но я допускаю, что проблема во мне, а не в художнике.

Что ж, возможно. Впереди еще много спектаклей, и хочется надеяться, что их создатели смогут достучаться до публики. Выходя из Русского музея, я увидела очередь. Однако люди стояли вовсе не ради перформанса. На выставку Верещагина, которая работала последние дни.

#фестиваль #«Точка доступа» #искусство

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...