Художник и я

Рынок, вокзал, гараж, частная квартира... Все это вместо театральных зданий, вместо сцены и партера. Вам предложат бродить в наушниках по Финляндскому вокзалу среди толпы спешащих пассажиров, слушая «Разговоры беженцев». Примерить на себя шкуру волка и почувствовать - каково это, когда на тебя охотятся. Прослушать в гараже протоколы допросов руководителей концлагеря на Аушвицком процессе. Узнать, может ли наука превратить человека в ангела...

Художник и я | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Фестиваль открылся в Корпусе Бенуа Русского музея. Здесь, в постоянной экспозиции русского авангарда, на фоне картин Натальи Гончаровой и Любови Поповой, Петрова-Водкина, Кандинского и Филонова румынская художница Александра Пиричи представила свой перформанс «Хрупкие инструменты вовлечения».

Перед началом перформанса директор Русского музея Владимир Гусев сказал несколько слов об искусстве и революции (одна из трех программ фестиваля называется «Чувство возможного. Посвящение 100-летию революции»).

- Тема это очень интересная, - заметил директор. - Для нас важно понять, какое влияние на развитие искусства оказывали и оказывают радикальные изменения в обществе. Существует расхожее мнение, что русский авангард - искусство, рожденное революцией. Но это не так. Революция была лишь катализатором процессов, которые уже происходили в искусстве. Авангард рождался раньше - под влиянием французской живописи, итальянских футуристов. И вот интересно понять, что первично, а что вторично. Общественно-политические события вызывают изменения в искусстве? Или искусство опережает время и заставляет общество сделать скачок в своем развитии? Это одна из тем, которая связана с перформансом «Хрупкие инструменты вовлечения».

Вдохновленные напутствием директора, все ринулись на второй этаж Корпуса Бенуа. Художница и хореограф Александра Пиричи, которую назвали звездой современного перформанса, обещала «вызвать к жизни различные образы и события, как культурные, так и политические». Показать, как репортаж о казни румынского диктатора Николае Чаушеску монтируется с рекламным роликом виски, снятым Йозефом Бойсом, а «выступления Мишель Обамы и Мелании Трамп переходят в стихотворение Ахматовой «Земля, хотя и не родная». Картина Натальи Гончаровой «Велосипедист» должна была оказаться в одном образном ряду с предсмертной речью Сальвадора Альенде во время государственного переворота в Чили и, может быть, с «Умирающим лебедем» Анны Павловой в хореографии Михаила Фокина.

Если все это и содержалось в перформансе Пиричи, прочитать это было невозможно. Пробившись сквозь плотную толпу зрителей, которые выглядели весьма озадаченными, я увидела парня в спортивных штанах и кроссовках, который пытался делать балетные па.

Ага, обрадовалась я, хоть что-то понятно - это, наверное, и есть оммаж «Умирающему лебедю», Павловой и Фокину.

Танцовщик быстро утомился и рухнул на пол, картинно откинув голову. Всего актеров было пятеро, и они работали честно: ложились, вставали, садились, становились на четвереньки, что-то выкрикивали по-румынски и по-английски.

«Вовлечься» никак не получалось. Минут десять я все же продержалась. Все казалось, что еще чуть-чуть и наконец-то начнется интересное. Не дождалась. Толпа зрителей постепенно редела.

- Это возмутительно! - заявила одна из зрительниц. - Зачем устраивать подобное здесь - в храме искусства?

- Простите, если вы не поняли смысла представления, это же не значит, что оно плохое, - ответила ей другая дама.

- А вы поняли? - поинтересовалась я.

- Нет, - честно призналась собеседница. - Но я допускаю, что проблема во мне, а не в художнике.

Что ж, возможно. Впереди еще много спектаклей, и хочется надеяться, что их создатели смогут достучаться до публики. Выходя из Русского музея, я увидела очередь. Однако люди стояли вовсе не ради перформанса. На выставку Верещагина, которая работала последние дни.

#фестиваль #«Точка доступа» #искусство

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.