Художник и его друзья. В Петербурге открылась выставка «Пикассо. Художник среди поэтов»

В пространстве Bashmakov Gallery открылась выставка (18+), на которой представлена 101 гравюра для коллекционных малотиражных книг знаменитого художника из коллекций Марка и Павла Башмаковых. Этот проект предлагает публике поразмышлять, как художник, в начале карьеры известный только в узких кругах богемы, через полстолетия стал общепризнанным классиком искусства ХХ века.

Художник и его друзья. В Петербурге открылась выставка «Пикассо. Художник среди поэтов» | ФОТО The Cleveland Museum of Art on Unsplash

ФОТО The Cleveland Museum of Art on Unsplash

В первые часы работы выставки я спросил у случайно встреченных посетителей, кем в их представлении был Пабло Пикассо (1881 – 1973). Вот ответы: «художник, придумавший кубизм и сюрреализм», «автор, который менял искусство ХХ века и менялся сам», «человек, ставший мемом».

Несколько лет назад Эрмитаж показывал книги с гравюрами Пикассо из собрания Марка Башмакова, математика и коллекционера. Нынешняя выставка посвящена его памяти и расширена за счет литографий к «Человеческой комедии» Бальзака, выпущенной в 1954 году, а также редких фотографий, запечатлевших художника в мастерской. Они принадлежат Павлу Башмакову, племяннику Марка Ивановича и продолжателю его коллекционерской миссии.

Выставка состоит из нескольких глав, посвященных многолетней дружбе Пикассо и совместной работе над книгами с поэтами Максом Жакобом, Жаном Кокто, Ильей Зданевичем и Пьером Риверди, издателями Амбруазом Волларом и Альбером Скира. Остальные главы выставки рассказывают о других важных для Пикассо книжных проектах.

Он не был иллюстратором текс­тов в привычном понимании этого слова. Пикассо создавал то, что называется «Книга художника», где текст служит поводом для самостоятельного высказывания. Яркое тому свидетельство — работа с Волларом над «Неведомым шедевром» Бальзака. Пикассо признавался, что знаменитую новеллу не читал. Его захватил главный сюжет текста — художник и модель. Пикассо создал 12 изысканных офортов, отсылающих к Рембрандту, Рубенсу, Пуссену. За частным, на первый взгляд, сюжетом изображения работы в ­мастерской Пикассо ставит важные вопросы о смысле творчества, о назначении художника. Книга вышла в 1931 году, тема художник и модель не оставляла Пикассо до конца дней.

Роман с Бальзаком на этом не закончился. В 1952 году художник получил заказ нарисовать порт­рет писателя для издания «Отца Горио». За несколько дней были сделаны 12 портретов на автолитографской бумаге, то есть готовые для печати. Полностью эта блестящая серия — от беглого наброска до сложной сюрреалистической конструкции — была выпущена через пять лет. Издатель Мишель Лейрис остроумно назвал сюиту «бальзаки строчными и пикассо без прописных».

Еще через год Пикассо создает серию цветных литографий к «Человеческой комедии». Здесь снова возникает тема «художник и модель», но в ироничном и автобиографичном ключе: изображенный художник увенчан короной, но он стареет, а его модели вечно молоды и прекрасны.

Важной для творчества Пикассо была работа над «Метаморфозами» Овидия, она считается лучшей в книжном творчестве художника. Первый экземпляр с тридцатью офортами Пикассо получил в подарок от издателя Скира к своему 50‑летию. После печати принято перечеркивать изображение на медных досках, с которых делаются оттиски. Но издание имело такой успех, что его повторили с перечеркиванием. Именно такой редкий экземпляр представлен на выставке. Любопытно, что Пикассо словно предвидел это: сюжет «Эвридика, ужаленная змеей» имеет волнообразный росчерк, который отсылает к змее, не показанной на гравюре.

Однажды Кокто заметил, что во фразе «Картины Пикассо — мазня» о художнике не сказано ничего, зато о говорящем — все. В 1962 году друзья выпустили книгу «Пикассо с 1916 по 1961». Тексты сочинил поэт, художник создал минималистские рисунки-перевертыши. Например, «коза» при повороте на 180 градусов оказывается человеком, воздевшим руки к небу.

На выставке можно ознакомиться с другими интересными сюжетами. Для книги Зданевича «Афет» (красавица несчастной любви) Пикассо сделал несколько гравюр, где изобразил своих подруг Марию-Терезу Вальтер и Дору Маар. Для издания «В честь Жоржа Брака» создал литографии — как мог бы кубист изобразить «Олимпию» Эдуарда Мане. И сделал трогательную подпись, что не может освободиться от влияния великих мастеров.

Когда Пикассо заказали портрет поэта Артюра Рембо, он умудрился потерять все предоставленные материалы, но тянул почти год, не решаясь признаться в этом издателю. Наконец ему на глаза попала почтовая марка с изображением Рембо. Литография была выполнена за несколько дней.

Некоторые биографы Пикассо утверждают, что он не приложил достаточно усилий, чтобы в 1944 году его ближайший друг Макс Жакоб, с которым в молодос­ти они по очереди спали на одной койке в крошечной комнатенке, не попал в концлагерь, где вскоре погиб. В 1956 году вышла книга «Хроника героических времен», для которой Пикассо создал два полных драматизма портрета Жакоба.

Выставку завершает книга 1955 года «Елена у Архимеда». Для нее Пикассо сделал серию ксилографий. Это диалог начал женского и мужского, чувственности и разума, красоты и прагматизма, фигуративного и абстрактного. Несколькими линиями Пикассо умел создавать мощные образы.

Читайте также:

Ювелир оставил загадку. В Эрмитаже завершена реставрация коллекции Иеремии Позье

В Кронштадте открылась музейная экспозиция «Стражи Рифа Кронштадтской косы»


#выставка #гравюра #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7886) от 10.04.2025 под заголовком «Художник и его друзья».


Комментарии