Хроники ленинградского балета

Жизнь ленинградских балетных трупп и хореографического училища в годы войны и блокады не имела достойного и полного освещения в научной литературе. Этот пробел в балетоведении восполнила вышедшая недавно в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой книга Ларисы Абызовой «Военные хроники ленинградского балета». Автор книги взяла на себя нелегкий труд, четверть века она тщательно отбирала материалы, беседовала с очевидцами, проверяла факты.

Хроники ленинградского балета | ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

Хроники (а это определение стоит в названии книги) – жанр строгий, не предполагающий персональных портретов. Однако автору удается ярко обрисовать личности многих участников исторических событий. В каждой главе есть свои герои. Невозможно без волнения читать о том, как голодные артисты в легких одеждах выходили на сцену в нетопленых помещениях блокадного Ленинграда и находили мужество и силы исполнять номера в концертных программах и партии в таких больших спектаклях, как «Эсмеральда» и «Конек-Горбунок».

В Молотове (ныне Пермь), куда были эвакуированы Кировский театр и Хореографическое училище, условия жизни были суровы. На маленькой сцене местного театра ленинградская труппа сумела восстановить и сохранить почти весь свой довоенный репертуар и создать новые балеты. Артисты не прятались в тылу, они бесперебойно выезжали на фронт в составе концертных бригад, давали концерты в осажденном городе.

Хореографическое училище продолжало жить в блокадном Ленинграде. В суровую зиму 1942/43 гг. педагоги, оставшиеся в городе, провели два приема в училище, вошедшие в историю под названием «блокадного набора». Транспорт не ходил, дети добирались на улицу Зодчего Росси сами. В училище буржуйкой топили лишь два класса. Первое время учеников не кормили, давали только кипяток. Но дети занимались с редкой самоотдачей, не жаловались, соблюдали образцовый порядок и дисциплину. Имена некоторых «блокадных» учеников впоследствии узнал мир: Татьяна Легат, Татьяна Удаленкова, Александр Грибов.

Подробно описана жизнь Хореографического училища в эвакуации, где скитание по деревням вокруг Молотова, отсутствие залов для занятий, тяжелые бытовые условия не помешали успешному ходу учебного процесса. Там педагоги взрастили плеяду артистов, ставших славой ленинградского балета, среди них – Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина, Нинель Петрова, Ирина Генслер, Аскольд Макаров, Игорь Бельский, Юрий Григорович. Людмила Сафронова.

Картина «Военных хроник» полна захватывающих событий, но это нисколько не заслоняет чисто научный вклад Ларисы Абызовой в балетоведение. Автор установила ранее неизвестные даты, уточнила хронологию событий, открыла новые документы и дневниковые записи. Завершает книгу глава «Помним!» о сегодняшних событиях в Петербурге и Перми, связанных с сохранением памяти о подвигах артистов, педагогов и учеников.

Книга прекрасно издана, ценность ей придают уникальные изобразительные материалы, собранные из архивов города и частных коллекций. В приложение включен ряд документов из архива Академии русского балета. Стараниями автора многие забытые деятели театра обрели свое место в истории.

Николай Цискаридзе впервые представил «Военные хроники ленинградского балета» на праздничных мероприятиях для ветеранов войны в честь 70-летия Победы. Ветераны (часть из них встретят свои имена на страницах книги) стали первыми читателями этой замечательной книги.

Л. И. Абызова. Военные хроники ленинградского балета. СПб, 2015.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (05469) от 01.06.2015.


Комментарии