Хроники ленинградского балета

Жизнь ленинградских балетных трупп и хореографического училища в годы войны и блокады не имела достойного и полного освещения в научной литературе. Этот пробел в балетоведении восполнила вышедшая недавно в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой книга Ларисы Абызовой «Военные хроники ленинградского балета». Автор книги взяла на себя нелегкий труд, четверть века она тщательно отбирала материалы, беседовала с очевидцами, проверяла факты.

Хроники ленинградского балета | ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

Хроники (а это определение стоит в названии книги) – жанр строгий, не предполагающий персональных портретов. Однако автору удается ярко обрисовать личности многих участников исторических событий. В каждой главе есть свои герои. Невозможно без волнения читать о том, как голодные артисты в легких одеждах выходили на сцену в нетопленых помещениях блокадного Ленинграда и находили мужество и силы исполнять номера в концертных программах и партии в таких больших спектаклях, как «Эсмеральда» и «Конек-Горбунок».

В Молотове (ныне Пермь), куда были эвакуированы Кировский театр и Хореографическое училище, условия жизни были суровы. На маленькой сцене местного театра ленинградская труппа сумела восстановить и сохранить почти весь свой довоенный репертуар и создать новые балеты. Артисты не прятались в тылу, они бесперебойно выезжали на фронт в составе концертных бригад, давали концерты в осажденном городе.

Хореографическое училище продолжало жить в блокадном Ленинграде. В суровую зиму 1942/43 гг. педагоги, оставшиеся в городе, провели два приема в училище, вошедшие в историю под названием «блокадного набора». Транспорт не ходил, дети добирались на улицу Зодчего Росси сами. В училище буржуйкой топили лишь два класса. Первое время учеников не кормили, давали только кипяток. Но дети занимались с редкой самоотдачей, не жаловались, соблюдали образцовый порядок и дисциплину. Имена некоторых «блокадных» учеников впоследствии узнал мир: Татьяна Легат, Татьяна Удаленкова, Александр Грибов.

Подробно описана жизнь Хореографического училища в эвакуации, где скитание по деревням вокруг Молотова, отсутствие залов для занятий, тяжелые бытовые условия не помешали успешному ходу учебного процесса. Там педагоги взрастили плеяду артистов, ставших славой ленинградского балета, среди них – Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина, Нинель Петрова, Ирина Генслер, Аскольд Макаров, Игорь Бельский, Юрий Григорович. Людмила Сафронова.

Картина «Военных хроник» полна захватывающих событий, но это нисколько не заслоняет чисто научный вклад Ларисы Абызовой в балетоведение. Автор установила ранее неизвестные даты, уточнила хронологию событий, открыла новые документы и дневниковые записи. Завершает книгу глава «Помним!» о сегодняшних событиях в Петербурге и Перми, связанных с сохранением памяти о подвигах артистов, педагогов и учеников.

Книга прекрасно издана, ценность ей придают уникальные изобразительные материалы, собранные из архивов города и частных коллекций. В приложение включен ряд документов из архива Академии русского балета. Стараниями автора многие забытые деятели театра обрели свое место в истории.

Николай Цискаридзе впервые представил «Военные хроники ленинградского балета» на праздничных мероприятиях для ветеранов войны в честь 70-летия Победы. Ветераны (часть из них встретят свои имена на страницах книги) стали первыми читателями этой замечательной книги.

Л. И. Абызова. Военные хроники ленинградского балета. СПб, 2015.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (05469) от 01.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?