Христос в авантюрном романе

«Каторжное» Евангелие Достоевского и желтый билет проститутки 1875 года, изображения орудий пыток и репродукция «Сикстинской мадонны», вершины человеческого духа и бездны человеческой подлости...

в Музее Достоевского открылась выставка, посвященная 150-летию великого романа.

Христос в авантюрном романе | «Раскольников». Из цикла иллюстраций Петра Боклевского к роману.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Ф. М. Достоевского

«Раскольников». Из цикла иллюстраций Петра Боклевского к роману.
ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Ф. М. Достоевского

В центральной витрине – вся история создания текста, начиная с письма Достоевского жене о том, что замысел романа возник в его голове после проигрыша в рулетку. Рядом – набросок романа «Пьяненькие», который не был написан, но отразился в героях «Преступления и наказания». Черновики. Окончательные версии романа – рукописная и наборная. Наконец, номер журнала «Русский вестник» за январь 1866 года, в котором были опубликованы первые главы.

С тех пор роман переиздавался множество раз, был переведен едва ли не на все языки мира, экранизировался и ставился на театральной сцене, вошел в обязательную школьную программу. Что нового можем мы узнать о нем сегодня?

– Такие произведения неизбежно обрастают большим количеством штампов, общепринятых суждений, расхожих мнений. Нам хотелось их преодолеть, показать сложность и глубину этого произведения непредвзято. Чтобы оно предстало перед вами как бы заново, – сказала на открытии выставки «Перерыть все вопросы в романе...» Наталья Ашимбаева, директор Музея-квартиры Достоевского.

По периметру зала разместился весь текст романа: от первой до последней строчки. Идею «опубликовать» «Преступление и наказание» на стенах предложил дизайнер проекта Аркадий Опочанский.

– Вы можете прочитать здесь весь роман, если хватит времени и сил, или только выделенные нами ключевые фрагменты, которые ярко иллюстрируют происходящее в романе и увязаны с визуальным рядом, – говорит Наталья Ашимбаева.

И действительно, происходящее в романе словно обретает объем и становится осязаемым, когда видишь иллюстрации Боклевского, Шмаринова, Шемякина. Или разглядываешь фотогалерею петербургских типов той поры – торговцев, дворников, городовых, нищих.

А еще можно заглянуть в комнату старухи-процентщицы, фрагмент которой воссоздан на выставке. На первый план нагло вылезает туго набитый бумажник. Центр комнаты Сони Мармеладовой – Новый Завет. В его роли – знаменитое «каторжное» Евангелие Достоевского. Издание 1823 года – первый перевод на русский язык – подарили Достоевскому, когда его везли на каторгу, жены декабристов. Это была его настольная книга, которую писатель берег всю жизнь и по которой гадал в день смерти. Евангелие хранится в Москве, в РГБ, а в музее Достоевского сейчас выставлено подобное издание. Оно открыто на 11-й главе Евангелия от Иоанна, где рассказывается о Воскрешении Лазаря.

Рядом – листы из романа, сцена, где Соня читает Раскольникову эту главу Евангелия.

К образу Сони Мармеладовой относятся редкие артефакты – желтый билет проститутки, выданный Спасской полицейской частью некой Юлии в 1875 году, и снимки полураздетых девиц из публичного дома.

На плазменных экранах можно посмотреть фрагменты экранизаций «Преступления и наказания»: фильма Льва Кулиджанова 1969 года и телесериала Дмитрия Светозарова, снятого в 2007 году. Любопытно сравнить сцену допроса Раскольникова Порфирием Петровичем.

– На мой взгляд, Андрей Панин в роли следователя в телесериале не уступает Иннокентию Смоктуновскому в кулиджановском фильме, – считает исследователь творчества Достоевского и один из авторов выставки Борис Тихомиров.

Впрочем, каждый может сравнить и составить свое мнение.

Петербург в этом и многих других произведениях Достоевского – не просто фон, а действующее лицо. Рисунки Бориса Костыгова, на которых изображена знаменитая «изнанка» города с его проходными дворами, доходными домами, распивочными и трактирами, демонстрируются внизу и составляют как бы «фундамент» выставки.

Если бы роман Достоевского исчерпывался только детективным сюжетом, главные герои которого – пьяница, проститутка и фанатик, убивший ради идеи, он бы канул в Лету вместе с ворохом подобной литературы. Известно высказывание Ивана Бунина о Достоевском как об авторе, «совавшем Христа во все свои бульварные романы».

– Бунин высказывал это как упрек. Но на самом деле он дал точное описание архитектоники «Преступления и наказания», – считает Борис Тихомиров. – Да, для Достоевского была важна традиция европейского авантюрного романа вроде увлекательных «Парижских тайн». Но во многих его произведениях всегда присутствует второй, высший, надмирный план. И в центре всегда стоит Христос.

А появляется его образ впервые именно в «Преступлении и наказании», в финале исповеди Мармеладова.

На выставке эта сторона великого романа воплотилась в иконах и репродукциях шедевров мировой живописи, которые были близки Достоевскому. И прежде всего это репродукция «Сикстинской мадонны» Рафаэля, которая висела много лет в кабинете писателя.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5625) от 20.01.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.