Хранители русской души

Юбилейным концертом в Малом зале Филармонии отметил 25-летие Государственный русский концертный оркестр Санкт-Петербурга.

Хранители русской души | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Этот коллектив наряду с известным во всем мире Андреевским оркестром сохраняет, развивает и популяризирует народную музыку. На русских народных инструментах музыканты исполняют все: от шедевров классиков до смелых опусов современников. В первом отделении прошедшего концерта прозвучали сочинения Антонина Дворжака, Яна Сибелиуса, Арама Хачатуряна, Шарля Азнавура, Джорджа Гершвина и других авторов; после антракта зрители услышали полностью «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского и «Половецкие пляски» Александра Бородина.

Но, прежде чем выйти на прославленную сцену, виновники торжества во главе со своим художественным руководителем Владимиром Поповым встретились с журналистами в филармонической гостиной. За длинным столом собрались солисты оркестра и приглашенные дирижеры: художественный руководитель Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова Владимир Андропов, художественный руководитель Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии Владимир Гусев и художественный руководитель государственного концертного русского оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолий Винокур.

«Простой народ очень нуждается именно в нашей музыке», – уверен Владимир Попов. С ним согласились его давние друзья, сидящие рядом.

Эта уверенность привела тогда еще юного баяниста сначала в Ленинградскую консерваторию, потом – в Новосибирск, где он выучился на дирижера у известного мастера Арнольда Каца. До сих пор вспоминает учителя как главного проводника в неисчерпаемый мир музыки. Семь лет Владимир Попов возглавлял знаменитый Андреевский оркестр, но в середине 1990-х свернул с проторенной дорожки и основал Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга.

По мнению Владимира Попова, творчество его оркестра – «завтра нашей культуры». Потому что свое, родное. Никаких заимствований и копирования западных образцов. Только российские музыканты играют произведения для симфонического оркестра на домрах и балалайках. Присутствующий на встрече народный артист России дирижер Владимир Андропов сказал, что недавно в Москве участвовал в концерте «Гусли в джазе». И такое ведь только в России бывает! Впору бы радоваться – сегодня во все стили современной музыки проникла народная культура. «Постепенно мы и в попсу вляпаемся», – пошутил Владимир Попов. В каждой шутке есть доля правды: с поп-музыкой народная песня давно подружилась. Любителей русского фольклора шоу-бизнес принял давно, их имена хорошо известны.

«Но я все равно боюсь за музыкальные вкусы своей внучки. Послушайте, что сейчас звучит по радио и телевидению!..» – с огорчением сказал Владимир Павлович. Он старается оградить молодежь от влияния масскульта. Много лет проводит занятия в школах. У оркестра уже появились свои поклонники среди учеников восьмых-девятых классов. Сейчас поступает большое количество заявок от учебных заведений с просьбой проводить у них лекции.

Когда-то после гастролей оркестра Василия Андреева в Америке обозреватели газет писали: мы знали, как прекрасна русская музыка, но на концертах Андреевского оркестра мы узнали, как прекрасна русская душа. «Наша задача – сохранить эту душу», – сказал Владимир Попов. И ушел репетировать, чтобы вечером напитать наши души прекрасным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (5734) от 01.07.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?