Хранители памяти

Нет уже людей, которые могли бы точно сказать, когда и почему сотрудники библиотеки № 10 на Лиговском, 215, решили добиваться права назвать свою библиотеку именем Сергея Есенина. Это началось в 1985 году, сразу после открытия библиотеки? А может быть, годом или двумя позже? Почему жившие в нашем городе есенинцы именно это место, достаточно отдаленное и не вполне благополучное, выбрали для своих встреч? Имена людей, из чьих приношений складывалась коллекция, бережно хранимая в библиотеке, тоже не всегда известны...

Хранители памяти | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Те, кто читал повесть Бориса Васильева «Завтра была война», помнят, какими неприятностями грозило героям знакомство с поэзией Сергея Есенина, которая в сталинские годы была под негласным запретом как «упадочническая». Большие неприятности нажили герои книги, на дне рождения своей одноклассницы читавшие вслух «пьяные откровения кулацкого певца». Незабываем и потрепанный томик Есенина, который накануне самоубийства шестнадцатилетняя Вика Люберецкая вместе с предсмертным письмом послала своей подруге Искре, главной героине повести.

Сколько их было, таких потрепанных томиков, сколько листочков и тетрадок с переписанными от руки стихами любимого поэта... Почему именно к Есенину такая невероятная любовь? Ведь были люди, называвшие себя есенинцами, собиравшие и хранившие все, имевшее хоть малейшее отношение к поэту и его памяти. Из этих собраний вырастали домашние музеи в Липецке и Вязьме, Туле и Омске и в нашем городе тоже. Правда, случалось и так, что человек из жизни уходил, а вслед за ним исчезала и его есениана. А как важно сберечь память о людях и времени, живущую в пожелтевших фотографиях и листочках со стихами, донести ее до тех, кто привык одним кликом извлекать из виртуального пространства любую информацию.

В небольшом здании библиотеки имени Сергея Есенина главное место - литературная гостиная. Старомодно уютная, в спокойных бежевато-коричневых тонах. На стенах - портреты поэта, нарисованные детьми из ближней художественной школы, и работы художников - их учителей. Вдоль стен застекленные шкафы. В них представлена часть коллекции. Среди экспонатов книги поэта и о нем, альбомы, буклеты, фотографии, копии рукописей. Есть подарок музея в деревне Константиново, что-то сфотографировано и скопировано в московском доме-музее или подарено людьми, приходящими в библиотеку.

Тут все, что должно быть в мемориале. Конечно же, витрина, посвященная детству и юности поэта, «Сергей Есенин в Москве» и «Сергей Есенин в Петербурге», «Есенин и музыка» и «Музы поэта» - как же без этого: люди интересуется детьми и женами больше, чем стихами. Но сегодняшние хранители собрания убеждены, что если людей просвещать: рассказывать, показывать, заинтересовывать, учитывая и уважая их знания и интересы, - они могут измениться. Поэтому здесь проводят экскурсии, устраивают концерты, читают лекции.

Но при этом не считают зазорным поставить в музейную витрину милую фарфоровую собачку, положить красные яблоки и кленовую веточку: это все вызывает ассоциации. А в витрине, посвященной музею в Константинове, - стеклянная шкатулка и при ней табличка: «В дар от Комиссаровой Людмилы Ивановны (в девичестве Мещеряковой). Родилась в Константинове. 20 октября 2012 года привезла частицу земли с бугра над рекой Ока, камешек с реки, шишку, желудь с кладбища, где похоронены родные С. А. Есенина».

Это удивительно по-домашнему. А домашнего тепла так не хватает в нашей жизни на бегу. Потому в витринах можно увидеть самые невероятные вещи, порожденные народной любовью к поэту: книги, журналы, альбомы, сборники нот и диски. И тут же - наклейки спичечных коробков, календарики, конверты с изображениями поэта, даже пакетики от шоколадок. Так, порой забавно, проявляется народная любовь к поэту, и так проявляется уважение создателей экспозиции к дарителям.

А дарители бывают разные. И чего только люди, прознавшие об есенинском месте, в библиотеку не приносят. В комнатке, куда не заглядывают читатели, то, что собрано, подарено, но не выставлено: сил и времени на организацию материалов и их научную обработку не хватает. Потому стопкой сложены портреты поэта, по большей части одинаковые: мода на них, помнится, была. Во многих квартирах висели черные доски с прорезанными на них контурами лиц - у кого Хемингуэя, а у кого Есенина. В библиотеке хранят - жаль не выставили - такой портрет с прорезанной внизу надписью: «Тети Фаи от племянника Сашы». Что теперь с этим Сашей, вырезавшим портрет поэта в самые юные времена? А тети Фаи, скорее всего, и нет на свете. Но в библиотеке живет память о них. Собственно, библиотека и нужна для того, чтобы хранить память, доносить ее до следующих поколений. А память ведь не только в книгах...

В картонной папке газетные и журнальные вырезки с публикациями о поэте - с тех самых 1985-го и последующих годов. Подборка экслибрисов к «есенианам» художника Н. Стрижака - как интересно их смотреть, особенно держа в руках пожелтевшую от времени машинописную рукопись «Образ С. Есенина в экслибрисах» члена есенинского общества «Радуница» Ю. В. Васильева. Вот сюда бы студентов, филологов или историков, или старшеклассников с учителями, озабоченными поиском модных сейчас «проектов»... Сколько тут собрано интересного, хранящего память о времени, о поэте, о народной любви к нему. Какой потрясающий материал для исследователей. Какие статьи, научные сборники, конференции, открытия из этого могли бы вырасти...

Но в библиотеке работают четыре женщины. Ольга Борисовна Хорошилова, заведующая библиотекой, Мария Викторовна Нестерова, заведующая абонементом, а еще Наталья Николаевна Кириллова и Зоя Михайловна Гудкова - приветливые хозяйки есенинского дома, много лет собирающие и хранящие память о поэте.

Как бы им помочь?

#библиотека № 10 #Есенин #подарки

Комментарии