«Хранители ковчега». Взгляд со стороны

В Эрмитаже представили книгу английской журналистки Джеральдин Норман, выпущенную в этом году издательством «Слово» (перевод Елены Рубиновой).

«Хранители ковчега». Взгляд со стороны | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

«Человек, хорошо знающий и любящий Эрмитаж, основатель Общества друзей Эрмитажа в Великобритании, создатель журнала «Эрмитаж», известный журналист-расследователь и блестящий мастер слова», - так представил автора Михаил Пиотровский. И добавил, что книга написана «очень по-английски».

К слову, английская, оригинальная, версия журналистского исследования Джеральдин Норман вышла в свет двумя годами раньше под другим названием - «Династическое правление: Михаил Пиотровский и Эрмитаж» (Dynastic Rule. Mikhail Piotrovsky and the Hermitage). Для русскоязычного читателя оно звучит слишком громко, нескромно, поэтому при переводе его изменили на «Пиотровские. Хранители ковчега». Однако сам текст сохранил и вполне понятную отстраненность от российской действительности, и свойственную английскому языку суховатую точность формулировок.

В идеале книгу нужно читать именно на английском, но и у русского варианта немало достоинств. Читатель не только узнает много нового о лучшем из российских музеев, но и получит шанс взглянуть на историю России, историю Эрмитажа глазами английской журналистки. Человека, которому многие мелочи, привычные для нас, кажутся странными; который замечает то, что мы пропускаем, и не боится задавать острые вопросы.

Книга Джеральдин Норман состоит из 13 глав, дополненных введением и эпилогом. Первая глава называется «История Эрмитажа», вторая - «Борис Борисович Пиотровский», остальные посвящены Михаилу Борисовичу (его жизни, работе ученого, археолога, директора Эрмитажа).

Джеральдин пишет: «Пиотровский наложил столь сильный отпечаток на обстановку в музее, что сегодня многие не видят разницы между Михаилом Пиотровским - человеком и музейщиком. Я и сама с трудом отличаю одного от другого».

«Зная, что Борис Борисович Пиотровский великий археолог, Джеральдин долго не могла понять, почему он великий музейщик, - рассказывает в свою очередь в одном из интервью Михаил Пиотровский. - Она все допытывалась - что такого замечательного он сделал, ведь сенсаций-то никаких не было. Мои слова о том, что Эрмитаж открывался стране и миру и добивался независимого положения и репутации независимого музея, которая помогала ему выжить, на нее не производили особенного впечатления. Но постепенно она понимала и показывала, как репутация музея формируется через репутацию человека».

Как объясняет Джеральдин Норман, ее повествование возникло из доверительных бесед. Журналистка задавала Михаилу Пиотровскому вопросы, а он отвечал - подробно, вдумчиво, остроумно... Тем не менее на последней странице мы видим список книг, которые были использованы автором. Он достаточно солиден. И это значит, что всю информацию Джеральдин тщательно проверяла, уточняла и анализировала.

В книге содержится много фактов, хорошо знакомых тем, кто следит за жизнью Эрмитажа. Но есть и такие, о которых не знал до сих пор почти никто. Вот как, например, выглядели результаты собственного эрмитажного имиджевого исследования, проведенного в 1997 году: «Восприятие Эрмитажа. Ассоциации на данный момент: русская старина, спрятанные сокровища, темный, серьезный, закрытый, холодный и далекий. Желательные ассоциации: мировое искусство, сохраненные сокровища, изящный и элегантный, авторитетный, доступный, приветливая и располагающая обстановка». Смею предположить, что практически все намеченные в этом документе цели сегодня достигнуты.

Впрочем, книга Джеральдин Норман не только о достижениях. Точно и спокойно автор рассказывает о самых трудных для музея временах. О борьбе за власть, которая развернулась на волне перестройки («В Эрмитаже, как и во множестве других институтов и предприятий по всей стране, мечты и реалии сильно расходились, и в результате все погрузилось в хаос»). О проблемах, связанных с показом и хранением перемещенных из Германии после Второй мировой войны ценностей («До середины 1990-х годов перемещенное искусство, остававшееся в России, все еще было окутано завесой секретности»). Об обвинениях, выдвинутых Счетной палатой Российской Федерации против руководства Эрмитажа в 2000 году («В погоне за сенсационными разоблачениями Счетная палата, по словам Пиотровского, превысила свои полномочия»). Под пером Джеральдин эти тяжелые темы превращаются в очередные этапы трудного пути, пройденного Эрмитажем. В вопросы, на которые необходимо было найти ответы.

«Государственный Эрмитаж - самый величественный дар бывшего Советского Союза России и всему миру» - так начинает свою книгу Джеральдин Норман. Так можно было бы ее и закончить. Вся книга - именно об этом.

#Эрмитаж #книга #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6293) от 04.10.2018 под заголовком ««Хранители ковчега». Взгляд со стороны».


Комментарии