Хранитель и собиратель
Завтра поздравления с 80-летием будет принимать Вадим Валентинович Знаменов. Его имя ассоциируется с ГМЗ «Петергоф», с которым Вадим Валентинович более полувека неразлучен. Он был главным хранителем, генеральным директором, по сей день остается президентом одного из самых известных музеев мира.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В профессиональной среде у Знаменова особое место и непререкаемый авторитет. В нем сочетаются любовь к музею, интерес к собирательству, забота о музейном строительстве и реставрации. Он пришел в Петергоф, когда Нижний парк напоминал ЦПКиО, а у дворцов были восстановлены только фасады. Возрождение «Петергофа» - заслуга множества людей, но Знаменов сумел вдохнуть жизнь в его дворцы и музеи. При нем открыли двери для посетителей «Коттедж», «Корпус под гербом», «Поварня», «Банный корпус», Царицын и Ольгин павильоны, музеи коллекционеров, карт, велосипедов...
Его профессионализм, знания, преданность делу помогали восстановлению Большого каскада, дворцов Нижнего парка и «Александрии». Трудно было не только добывать деньги, но и выбирать, за что в первую очередь браться в Петергофе, где война оставила много разрушенных объектов. Ошибок в выборе Знаменова найти невозможно.
Петергоф знаменит дворцами и парками, в то же время это музей с большими и интересными коллекциями, которые во многом созданы благодаря многогранной собирательской деятельности Вадима Валентиновича. Он признанный в музейном мире хранитель и собиратель, знающий вещи, любящий их. В самые тяжелые годы постсоветской разрухи он находил способы покупать их для Петергофа не только здесь, но и за границей. Ему доверяют коллекционеры, он умеет убеждать их дарить вещи музею.
Коллеги отмечают у Вадима Валентиновича особый дар организатора экспозиций. «Банный корпус», «Мыльня для кавалеров», «Поварня» - пример нетрадиционной подачи исторического материала, основанный на знании русской придворной жизни и быта. Рассказ может строиться вокруг кухни, душа или жизни царской семьи в «Коттедже». По инициативе Знаменова создана интересная для любителей русской старины «Особая кладовая». Он принимал активное участие в процессе воссоздания уникального подъемного стола в павильоне «Эрмитаж» и «Лабиринта» в Нижнем парке.
Знаменов - член президиума российского комитета Совета музеев (ICOM) и президент петербургского фонда ICOM. Его книги и статьи, посвященные Петергофу, опубликованы у нас в стране и за рубежом. Он продолжает служить любимому музею.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5853) от 16.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии