Хранитель и собиратель
Сегодня исполняется полвека с тех пор, как в ГМЗ «Петергоф» пришел Вадим Валентинович Знаменов. Он был главным хранителем одного из самых знаменитых в мире музеев-заповедников, с 1977-го по 2009 год – его генеральным директором, по сей день остается президентом. В музейном мире нет человека, которому неизвестно имя Знаменова.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Как считает директор Эрмитажа глава Союза музеев России Михаил Пиотровский, Вадим Валентинович – образец специалиста музейного дела. На его примере легко объяснить, что такое музейщик, а не просто искусствовед, археолог, ученый или историк, работающий в музее. В Знаменове сочетаются любовь к музею, жадность к собирательству, забота о музейном строительстве и реставрации. Все это образцово и осязаемо.
Главное в музейной работе – хранение и собирательство. Знаменов – хранитель и собиратель, знающий вещи, любящий их. В самые тяжелые годы постсоветской разрухи он находил способы покупать их для Петергофа не только здесь, но и за границей, умел уговаривать коллекционеров дарить вещи музею. Петергоф знаменит своими дворцами и парками. Но это музей с большими и интересными коллекциями, которые во многом созданы благодаря многогранной собирательской деятельности Знаменова.
Коллеги Вадима Валентиновича отмечают его дар организатора музейных экспозиций. В Петергофе они строятся так, чтобы людям было интересно, в каждой есть изюминка. «Банный корпус», «Мыльня для кавалеров», «Поварня» – пример нетрадиционной подачи исторического материала, основанный на знании разных сторон русской придворной жизни и быта. Рассказ может строиться вокруг кухни, душа или романтической истории жизни царской семьи в Коттедже. По инициативе Знаменова созданы привлекающие любителей русской старины «Особая кладовая», музеи императорских яхт и велосипедов, Музей семьи Бенуа. Он принимал активное участие в процессе воссоздания уникального подъемного стола в павильоне «Эрмитаж» и «Лабиринта» в Нижнем парке.
Знаменов умело руководил реставрацией. Его профессионализм, знания, преданность делу помогали восстановлению Большого каскада, дворцов Нижнего парка и Александрии. Непросто добывать деньги на реставрацию, как и выбирать, что в первую очередь восстанавливать в Петергофе, где война оставила много разрушенных объектов. Выбор непростой, если понимать: берешься за один объект, другой откладывается надолго. Мнение музейщиков – выбор Знаменова всегда абсолютно верный.
Сегодня Вадим Валентинович ведет работу по пропаганде памятников истории и культуры, делится опытом и знаниями. Человек вдохновенный, он полон планов, знает, что еще надо сделать в городе, как быть с Чесменским дворцом, Уткиной дачей... Уже давно он президент Петергофа. Есть новый директор, ситуация непростая для человека, который был полновластным хозяином в музее-заповеднике много лет. Но Знаменов находит возможность служить Петергофу.
Когда-то давно, еще мальчишкой, он видел, как по Невскому везли воссозданного сияющего золотом «Самсона, разрывающего пасть льва». Тогда Вадим Валентинович помыслить не мог, что Петергоф станет его судьбой, а он – эпохой в истории музея.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5518) от 10.08.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии