Хранитель и собиратель

Сегодня исполняется полвека с тех пор, как в ГМЗ «Петергоф» пришел Вадим Валентинович Знаменов. Он был главным хранителем одного из самых знаменитых в мире музеев-заповедников, с 1977-го по 2009 год – его генеральным директором, по сей день остается президентом. В музейном мире нет человека, которому неизвестно имя Знаменова.

Хранитель и собиратель | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как считает директор Эрмитажа глава Союза музеев России Михаил Пиотровский, Вадим Валентинович – образец специалиста музейного дела. На его примере легко объяснить, что такое музейщик, а не просто искусствовед, археолог, ученый или историк, работающий в музее. В Знаменове сочетаются любовь к музею, жадность к собирательству, забота о музейном строительстве и реставрации. Все это образцово и осязаемо.

Главное в музейной работе – хранение и собирательство. Знаменов – хранитель и собиратель, знающий вещи, любящий их. В самые тяжелые годы постсоветской разрухи он находил способы покупать их для Петергофа не только здесь, но и за границей, умел уговаривать коллекционеров дарить вещи музею. Петергоф знаменит своими дворцами и парками. Но это музей с большими и интересными коллекциями, которые во многом созданы благодаря многогранной собирательской деятельности Знаменова.

Коллеги Вадима Валентиновича отмечают его дар организатора музейных экспозиций. В Петергофе они строятся так, чтобы людям было интересно, в каждой есть изюминка. «Банный корпус», «Мыльня для кавалеров», «Поварня» – пример нетрадиционной подачи исторического материала, основанный на знании разных сторон русской придворной жизни и быта. Рассказ может строиться вокруг кухни, душа или романтической истории жизни царской семьи в Коттедже. По инициативе Знаменова созданы привлекающие любителей русской старины «Особая кладовая», музеи императорских яхт и велосипедов, Музей семьи Бенуа. Он принимал активное участие в процессе воссоздания уникального подъемного стола в павильоне «Эрмитаж» и «Лабиринта» в Нижнем парке.

Знаменов умело руководил реставрацией. Его профессионализм, знания, преданность делу помогали восстановлению Большого каскада, дворцов Нижнего парка и Александрии. Непросто добывать деньги на реставрацию, как и выбирать, что в первую очередь восстанавливать в Петергофе, где война оставила много разрушенных объектов. Выбор непростой, если понимать: берешься за один объект, другой откладывается надолго. Мнение музейщиков – выбор Знаменова всегда абсолютно верный.

Сегодня Вадим Валентинович ведет работу по пропаганде памятников истории и культуры, делится опытом и знаниями. Человек вдохновенный, он полон планов, знает, что еще надо сделать в городе, как быть с Чесменским дворцом, Уткиной дачей... Уже давно он президент Петергофа. Есть новый директор, ситуация непростая для человека, который был полновластным хозяином в музее-заповеднике много лет. Но Знаменов находит возможность служить Петергофу.

Когда-то давно, еще мальчишкой, он видел, как по Невскому везли воссозданного сияющего золотом «Самсона, разрывающего пасть льва». Тогда Вадим Валентинович помыслить не мог, что Петергоф станет его судьбой, а он – эпохой в истории музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5518) от 10.08.2015.


Комментарии