Хоуп играет, и скрипка поет

Фестивалю, посвященному искусству игры на скрипке, подобало бы возникнуть здесь и раньше, учитывая, что концерты скрипачей востребованы ничуть не меньше, чем пианистов. Другой вопрос, что с выдающимися скрипачами дела в отечестве обстоят намного хуже, чем с пианистами. Не случайно фестиваль «Лики современного пианизма» был мгновенно организован в Мариинском театре несколько лет назад и проходит там с большим успехом, собирая российских и зарубежных исполнителей разных поколений.

Хоуп играет, и скрипка поет | Известный британский скрипач Дэниэл Хоуп впервые выступил в Петербурге на сцене Большого зала Филармонии. Свой концерт он посвятил Давиду Ойстраху.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Известный британский скрипач Дэниэл Хоуп впервые выступил в Петербурге на сцене Большого зала Филармонии. Свой концерт он посвятил Давиду Ойстраху.
ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

У Первого международного скрипичного фестиваля есть все шансы заполнить пустующую нишу. Большинство его участников – музыканты, получившие начальное образование в России, но продолжившие его за рубежом и там же начавшие активную концертную деятельность. Марианна Васильева, бесстрашно исполнившая 24 каприса Паганини, – профессор Высшей школы музыки Мадрида, Вадим Глузман, ученик Захара Брона, играющий на скрипке Антонио Страдивари, ранее принадлежавшей Леопольду Ауэру, выступает с лучшими оркестрами мира. В этом смысле концепция нового международного скрипичного форума отдаленно напомнила идею фестиваля Crescendo Дениса Мацуева, задавшегося целью собрать в России свое поколение музыкантов, достигших больших успехов в мире.

Руководитель фестиваля, а также глава фонда поддержки музыкального образования Вячеслав Зильберборд без ложной скромности сравнивает свое детище со «знаменитым Лондонским фестивалем». Хотя тягаться с уровнем лондонского фестивального смотра петербургскому новорожденному пока еще очень рано. В Лондоне и в самом деле собирается весь цвет скрипичного искусства, фестиваль проходит под эгидой прославленного Лондонского симфонического оркестра. А у нас сайт фестиваля предлагает его посетителям «открытие красоты скрипичной музыки для современного слушателя», отрекомендовывая себя как «первый фестиваль академической музыки, не имеющий временных и географических рамок и созданный для современного человека». Как если бы этот «современный человек» впервые встретился с таким диковинным зверем, как скрипка...

Но, как известно, главное – начать. Организаторы заручились поддержкой Максима Венгерова, чей концерт еще в апреле этого года стал превосходной преамбулой к фестивалю. Вторым крупным именем покровителя стало имя 42-летнего британского скрипача Дэниэла Хоупа, обласканного множеством престижных наград. Он – четырехкратный номинант «Грэмми», имеющий большой список звукозаписей на лидирующих лейблах. Среди педагогов Хоупа в Лондоне и Гамбурге – и Григорий Жислин, и Захар Брон, а потому налицо тесная связь с российской традицией, правда, перекочевавшей за рубеж.

Дэниэл Хоуп приехал в Петербург с мужским ансамблем европейских музыкантов, представивших в Филармонии «научно-популярный» проект с многомерным названием Air, которое можно перевести и как «Ария», и как «Воздух», повторившим название его недавнего диска «Ария: барочное путешествие». В подзаголовке концерта значилось зазывное, несколько балаганное, для всех «выгодное предложение»: «150 лет скрипичной музыки за один вечер».

Начало выступления гастролеров вызывало несколько скептические настроения. Главный герой Дэниэл Хоуп начал как бы нехотя, приглушенным, даже чуть усталым голосом, будто в ночном клубе, сообщать со сцены краткие комментарии анекдотического характера. Скрипач-эксперт то делился своими знаниями о сарабанде, которая в момент своего появления считалась не очень приличным жанром, то принимался шутить о безумном танце Folia или о каком-нибудь композиторе, который любил хорошенько закусить и выпить. Однако драматургия вечера ближе к финалу развивалась динамично, достигнув под занавес желанной кульминации и взрыва оваций.

Для тонких ценителей скрипичного искусства было бы куда важнее услышать именно сольное выступление Хоупа. Но сказалось то ли требование легкости и развлекательности фестивального формата, чтобы не спугнуть драгоценного массового слушателя, то ли предложение британского скрипача, от которого не смогли отказаться. В результате петербуржцы попали на «вечер старинной музыки», которую здесь вполне научены слушать. Скрипач по-английски деликатно влюблял в свою игру и ненавязчивый исполнительский стиль своего ансамбля.

Музыку хорошо известных классиков эпохи барокко Генделя и Вивальди музыканты умело переплетали с неизвестными широкому слушателю сочинениями XVI – XVIII веков Диего Ортиса, Андреа Фальконьери, Николы Маттейса, Марко Уччелини, Жан-Мари Леклера. Особым сквозным мотивом прошла линия Иоганна Пауля фон Вестхофа, немецкого скрипача-композитора, старшего современника И.-С. Баха. Случай Вестхофа, в неизвестной музыке которого было слышно и мастерство, и вдохновение, и явное предвосхищение Баха, красноречиво напомнил о том, как капризна и избирательна история.

В темном зале с приглушенным сценическим освещением слушатель легко мог вообразить себя современником Баха. Стиль игры славной международной команды музыкантов покорял в меньшей степени аутентизмом подхода, в большей – простотой и ясностью высокого профессионализма. Скрипач Симос Папанас, виолончелист Никола Моска, лютнист Эмануэль Форни, клавесинист Наоки Китайя и ударник Михаэль Мельтцер крайне убедительно воспевали идеалы объединенной Европы. Голос Дэниэла Хоупа не выделялся в искусной ансамблевой игре, но у слушателей все же был шанс оценить интеллигентность и мягкость его аристократичных манер.

«Тамбурин» Леклера, в котором функцию шоумена взял на себя ударник-виртуоз Михаэль Мельтцер, завел зал, который начал уже не просто хлопать, но и возбужденно ухать, как на рок- или джаз-концерте. И отпускать таких музыкантов публика категорически не хотела.

Концертов на фестивале не так много, но они растянуты во времени, чтобы закрепиться в сознании публики. Фестиваль начался в ноябре, а завершится в конце января концертом «Желтые звезды», в котором будет не только играть Максим Венгеров, но и читать Ксения Раппопорт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.