Хоуп играет, и скрипка поет

Фестивалю, посвященному искусству игры на скрипке, подобало бы возникнуть здесь и раньше, учитывая, что концерты скрипачей востребованы ничуть не меньше, чем пианистов. Другой вопрос, что с выдающимися скрипачами дела в отечестве обстоят намного хуже, чем с пианистами. Не случайно фестиваль «Лики современного пианизма» был мгновенно организован в Мариинском театре несколько лет назад и проходит там с большим успехом, собирая российских и зарубежных исполнителей разных поколений.

Хоуп играет, и скрипка поет | Известный британский скрипач Дэниэл Хоуп впервые выступил в Петербурге на сцене Большого зала Филармонии. Свой концерт он посвятил Давиду Ойстраху.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Известный британский скрипач Дэниэл Хоуп впервые выступил в Петербурге на сцене Большого зала Филармонии. Свой концерт он посвятил Давиду Ойстраху.
ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

У Первого международного скрипичного фестиваля есть все шансы заполнить пустующую нишу. Большинство его участников – музыканты, получившие начальное образование в России, но продолжившие его за рубежом и там же начавшие активную концертную деятельность. Марианна Васильева, бесстрашно исполнившая 24 каприса Паганини, – профессор Высшей школы музыки Мадрида, Вадим Глузман, ученик Захара Брона, играющий на скрипке Антонио Страдивари, ранее принадлежавшей Леопольду Ауэру, выступает с лучшими оркестрами мира. В этом смысле концепция нового международного скрипичного форума отдаленно напомнила идею фестиваля Crescendo Дениса Мацуева, задавшегося целью собрать в России свое поколение музыкантов, достигших больших успехов в мире.

Руководитель фестиваля, а также глава фонда поддержки музыкального образования Вячеслав Зильберборд без ложной скромности сравнивает свое детище со «знаменитым Лондонским фестивалем». Хотя тягаться с уровнем лондонского фестивального смотра петербургскому новорожденному пока еще очень рано. В Лондоне и в самом деле собирается весь цвет скрипичного искусства, фестиваль проходит под эгидой прославленного Лондонского симфонического оркестра. А у нас сайт фестиваля предлагает его посетителям «открытие красоты скрипичной музыки для современного слушателя», отрекомендовывая себя как «первый фестиваль академической музыки, не имеющий временных и географических рамок и созданный для современного человека». Как если бы этот «современный человек» впервые встретился с таким диковинным зверем, как скрипка...

Но, как известно, главное – начать. Организаторы заручились поддержкой Максима Венгерова, чей концерт еще в апреле этого года стал превосходной преамбулой к фестивалю. Вторым крупным именем покровителя стало имя 42-летнего британского скрипача Дэниэла Хоупа, обласканного множеством престижных наград. Он – четырехкратный номинант «Грэмми», имеющий большой список звукозаписей на лидирующих лейблах. Среди педагогов Хоупа в Лондоне и Гамбурге – и Григорий Жислин, и Захар Брон, а потому налицо тесная связь с российской традицией, правда, перекочевавшей за рубеж.

Дэниэл Хоуп приехал в Петербург с мужским ансамблем европейских музыкантов, представивших в Филармонии «научно-популярный» проект с многомерным названием Air, которое можно перевести и как «Ария», и как «Воздух», повторившим название его недавнего диска «Ария: барочное путешествие». В подзаголовке концерта значилось зазывное, несколько балаганное, для всех «выгодное предложение»: «150 лет скрипичной музыки за один вечер».

Начало выступления гастролеров вызывало несколько скептические настроения. Главный герой Дэниэл Хоуп начал как бы нехотя, приглушенным, даже чуть усталым голосом, будто в ночном клубе, сообщать со сцены краткие комментарии анекдотического характера. Скрипач-эксперт то делился своими знаниями о сарабанде, которая в момент своего появления считалась не очень приличным жанром, то принимался шутить о безумном танце Folia или о каком-нибудь композиторе, который любил хорошенько закусить и выпить. Однако драматургия вечера ближе к финалу развивалась динамично, достигнув под занавес желанной кульминации и взрыва оваций.

Для тонких ценителей скрипичного искусства было бы куда важнее услышать именно сольное выступление Хоупа. Но сказалось то ли требование легкости и развлекательности фестивального формата, чтобы не спугнуть драгоценного массового слушателя, то ли предложение британского скрипача, от которого не смогли отказаться. В результате петербуржцы попали на «вечер старинной музыки», которую здесь вполне научены слушать. Скрипач по-английски деликатно влюблял в свою игру и ненавязчивый исполнительский стиль своего ансамбля.

Музыку хорошо известных классиков эпохи барокко Генделя и Вивальди музыканты умело переплетали с неизвестными широкому слушателю сочинениями XVI – XVIII веков Диего Ортиса, Андреа Фальконьери, Николы Маттейса, Марко Уччелини, Жан-Мари Леклера. Особым сквозным мотивом прошла линия Иоганна Пауля фон Вестхофа, немецкого скрипача-композитора, старшего современника И.-С. Баха. Случай Вестхофа, в неизвестной музыке которого было слышно и мастерство, и вдохновение, и явное предвосхищение Баха, красноречиво напомнил о том, как капризна и избирательна история.

В темном зале с приглушенным сценическим освещением слушатель легко мог вообразить себя современником Баха. Стиль игры славной международной команды музыкантов покорял в меньшей степени аутентизмом подхода, в большей – простотой и ясностью высокого профессионализма. Скрипач Симос Папанас, виолончелист Никола Моска, лютнист Эмануэль Форни, клавесинист Наоки Китайя и ударник Михаэль Мельтцер крайне убедительно воспевали идеалы объединенной Европы. Голос Дэниэла Хоупа не выделялся в искусной ансамблевой игре, но у слушателей все же был шанс оценить интеллигентность и мягкость его аристократичных манер.

«Тамбурин» Леклера, в котором функцию шоумена взял на себя ударник-виртуоз Михаэль Мельтцер, завел зал, который начал уже не просто хлопать, но и возбужденно ухать, как на рок- или джаз-концерте. И отпускать таких музыкантов публика категорически не хотела.

Концертов на фестивале не так много, но они растянуты во времени, чтобы закрепиться в сознании публики. Фестиваль начался в ноябре, а завершится в конце января концертом «Желтые звезды», в котором будет не только играть Максим Венгеров, но и читать Ксения Раппопорт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.


Комментарии