Хоровая мировая

На протяжении масленой недели состоялось 16 концертов, в которых приняли участие 50 малых и больших хоровых коллективов из России, Эстонии, Армении, Белоруссии.

Хоровая мировая | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

В этом году Мариинский театр изменил формат масленичного фестиваля, который раньше был оперно-балетно-симфоническим, включавшим самые разнообразные репертуарные произведения. Хоровой фестиваль идеально вписался в масленичный сюжет. Каждый концерт получился аншлаговым, и отнюдь не потому, что публика вместе с возрожденным Всероссийским хоровым обществом (под председательством самого маэстро Гергиева) посчитала необходимым поддержать хоровое искусство. Просто публика, судя по всему, тяготеет к искусству вокального многоголосия, способного подарить бесценное чувство соборности, единения одиноких душ.

Петербургский слушатель полюбил Международный хоровой фестиваль, проводившийся с 2007 года и приуроченный к Дню России. Но со временем фестиваль трансформировался в Великопостные концерты и Академию православной музыки. В Мариинском театре произошло, по сути, возрождение того самого международного фестиваля, в программу которого вошла музыка самых разных традиций и направлений.

Белорусский хор Salutaris привез интересную программу из духовных песнопений, сочинений современных национальных авторов и немного фольклора. В их предельно выразительном, вольном, энергетически наполненном исполнении чувствовалось терпкое сочетание восточной и западной культур и невероятная сила земли. Еще одним дебютантом на сцене Концертного зала Мариинского театра стал армянский женский коллектив ArtVocalEnsemble под руководством Арно Бархударяна. Они приехали со своими дарами – коллекцией народных песен в обработке Каро Чаликяна, Комитаса, Татула Алтуняна, а также хоровыми сокровищами Мовсеса Хоренаци, Григора Нарекаци и Нерсеса Ламбронаци. Эммануэль Оганнисян щемяще сыграл на плачущем дудуке.

В марафоне a cappella в Камерном зале Прокофьева приняло участие с десяток коллективов петербургских высших и средних специальных заведений, а также музыкальных школ и дворцов творчества. Они показали широту репертуарных взглядов – от русских народных до спиричуэл, от кантов XVIII века до произведений современных прибалтийских композиторов.

Хор Мариинского театра исполнил традиционные «хиты» – «Кармина Бурана» Орфа и Всенощное бдение Рахманинова. Мировой премьерой фестиваля стала кантата для солистов, детского хора и симфонического оркестра «Матушка Россия» Ольги Викторовой в исполнении Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, женского хора и симфонического оркестра Мариинского театра.

Ярким событием фестиваля стал еще один дебют – выступление пермского хора «Млада». Пермяки поразили своей творческой силой, артистизмом и европейским звуком. Построенный по классическому принципу концерт – от музыки академической традиции до оперного crossover’а и блистательной сюиты на темы еврейских песен, «Альпийской фантазии» и «Кукарачи» – они провели с невероятным драйвом и в то же время интеллигентно. Руководитель хора Ольга Выгузова иногда напоминала балерину в свободном танце – настолько богат, пластичен и экспрессивен был ее дирижерский жест.

Горячо был принят публикой и хор девушек эстонского телевидения. Его бессменный руководитель Аарне Салувеер не без гордости рассказал, что является постоянным гастролером в Петербурге на протяжении девяти лет. Девушки исполняли венок сочинений эстонских классиков XX и XXI веков и изумляли отнюдь не девичьей мощью.

Грандиозным финальным аккордом стала впервые исполненная в Мариинском театре месса британского композитора Карла Дженкинса «Вооруженный человек», в которой приняли участие 300 певцов. Эдуард Кротман руководил гигантским хором, состоявшим из коллективов Санкт-Петербургского государственного университета, Академического большого хора Российского государственного гуманитарного университета, Государственного камерного хора Республики Татарстан, Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга и даже хора компании «Билайн», а также солистов – меццо-сопрано Златы Булычевой и тенора Рушана Шайбекова в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра. В мессе, написанной по заказу Королевского оружейного музея для празднований Миллениума и посвященной жертвам войны в Косово, использованы самые разные тексты, призывающие человечество остановить безумие ненависти, агрессии и войны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?