Хоровая мировая

На протяжении масленой недели состоялось 16 концертов, в которых приняли участие 50 малых и больших хоровых коллективов из России, Эстонии, Армении, Белоруссии.

Хоровая мировая | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

В этом году Мариинский театр изменил формат масленичного фестиваля, который раньше был оперно-балетно-симфоническим, включавшим самые разнообразные репертуарные произведения. Хоровой фестиваль идеально вписался в масленичный сюжет. Каждый концерт получился аншлаговым, и отнюдь не потому, что публика вместе с возрожденным Всероссийским хоровым обществом (под председательством самого маэстро Гергиева) посчитала необходимым поддержать хоровое искусство. Просто публика, судя по всему, тяготеет к искусству вокального многоголосия, способного подарить бесценное чувство соборности, единения одиноких душ.

Петербургский слушатель полюбил Международный хоровой фестиваль, проводившийся с 2007 года и приуроченный к Дню России. Но со временем фестиваль трансформировался в Великопостные концерты и Академию православной музыки. В Мариинском театре произошло, по сути, возрождение того самого международного фестиваля, в программу которого вошла музыка самых разных традиций и направлений.

Белорусский хор Salutaris привез интересную программу из духовных песнопений, сочинений современных национальных авторов и немного фольклора. В их предельно выразительном, вольном, энергетически наполненном исполнении чувствовалось терпкое сочетание восточной и западной культур и невероятная сила земли. Еще одним дебютантом на сцене Концертного зала Мариинского театра стал армянский женский коллектив ArtVocalEnsemble под руководством Арно Бархударяна. Они приехали со своими дарами – коллекцией народных песен в обработке Каро Чаликяна, Комитаса, Татула Алтуняна, а также хоровыми сокровищами Мовсеса Хоренаци, Григора Нарекаци и Нерсеса Ламбронаци. Эммануэль Оганнисян щемяще сыграл на плачущем дудуке.

В марафоне a cappella в Камерном зале Прокофьева приняло участие с десяток коллективов петербургских высших и средних специальных заведений, а также музыкальных школ и дворцов творчества. Они показали широту репертуарных взглядов – от русских народных до спиричуэл, от кантов XVIII века до произведений современных прибалтийских композиторов.

Хор Мариинского театра исполнил традиционные «хиты» – «Кармина Бурана» Орфа и Всенощное бдение Рахманинова. Мировой премьерой фестиваля стала кантата для солистов, детского хора и симфонического оркестра «Матушка Россия» Ольги Викторовой в исполнении Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, женского хора и симфонического оркестра Мариинского театра.

Ярким событием фестиваля стал еще один дебют – выступление пермского хора «Млада». Пермяки поразили своей творческой силой, артистизмом и европейским звуком. Построенный по классическому принципу концерт – от музыки академической традиции до оперного crossover’а и блистательной сюиты на темы еврейских песен, «Альпийской фантазии» и «Кукарачи» – они провели с невероятным драйвом и в то же время интеллигентно. Руководитель хора Ольга Выгузова иногда напоминала балерину в свободном танце – настолько богат, пластичен и экспрессивен был ее дирижерский жест.

Горячо был принят публикой и хор девушек эстонского телевидения. Его бессменный руководитель Аарне Салувеер не без гордости рассказал, что является постоянным гастролером в Петербурге на протяжении девяти лет. Девушки исполняли венок сочинений эстонских классиков XX и XXI веков и изумляли отнюдь не девичьей мощью.

Грандиозным финальным аккордом стала впервые исполненная в Мариинском театре месса британского композитора Карла Дженкинса «Вооруженный человек», в которой приняли участие 300 певцов. Эдуард Кротман руководил гигантским хором, состоявшим из коллективов Санкт-Петербургского государственного университета, Академического большого хора Российского государственного гуманитарного университета, Государственного камерного хора Республики Татарстан, Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга и даже хора компании «Билайн», а также солистов – меццо-сопрано Златы Булычевой и тенора Рушана Шайбекова в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра. В мессе, написанной по заказу Королевского оружейного музея для празднований Миллениума и посвященной жертвам войны в Косово, использованы самые разные тексты, призывающие человечество остановить безумие ненависти, агрессии и войны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...