Хоровая мировая

На протяжении масленой недели состоялось 16 концертов, в которых приняли участие 50 малых и больших хоровых коллективов из России, Эстонии, Армении, Белоруссии.

Хоровая мировая | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

В этом году Мариинский театр изменил формат масленичного фестиваля, который раньше был оперно-балетно-симфоническим, включавшим самые разнообразные репертуарные произведения. Хоровой фестиваль идеально вписался в масленичный сюжет. Каждый концерт получился аншлаговым, и отнюдь не потому, что публика вместе с возрожденным Всероссийским хоровым обществом (под председательством самого маэстро Гергиева) посчитала необходимым поддержать хоровое искусство. Просто публика, судя по всему, тяготеет к искусству вокального многоголосия, способного подарить бесценное чувство соборности, единения одиноких душ.

Петербургский слушатель полюбил Международный хоровой фестиваль, проводившийся с 2007 года и приуроченный к Дню России. Но со временем фестиваль трансформировался в Великопостные концерты и Академию православной музыки. В Мариинском театре произошло, по сути, возрождение того самого международного фестиваля, в программу которого вошла музыка самых разных традиций и направлений.

Белорусский хор Salutaris привез интересную программу из духовных песнопений, сочинений современных национальных авторов и немного фольклора. В их предельно выразительном, вольном, энергетически наполненном исполнении чувствовалось терпкое сочетание восточной и западной культур и невероятная сила земли. Еще одним дебютантом на сцене Концертного зала Мариинского театра стал армянский женский коллектив ArtVocalEnsemble под руководством Арно Бархударяна. Они приехали со своими дарами – коллекцией народных песен в обработке Каро Чаликяна, Комитаса, Татула Алтуняна, а также хоровыми сокровищами Мовсеса Хоренаци, Григора Нарекаци и Нерсеса Ламбронаци. Эммануэль Оганнисян щемяще сыграл на плачущем дудуке.

В марафоне a cappella в Камерном зале Прокофьева приняло участие с десяток коллективов петербургских высших и средних специальных заведений, а также музыкальных школ и дворцов творчества. Они показали широту репертуарных взглядов – от русских народных до спиричуэл, от кантов XVIII века до произведений современных прибалтийских композиторов.

Хор Мариинского театра исполнил традиционные «хиты» – «Кармина Бурана» Орфа и Всенощное бдение Рахманинова. Мировой премьерой фестиваля стала кантата для солистов, детского хора и симфонического оркестра «Матушка Россия» Ольги Викторовой в исполнении Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, женского хора и симфонического оркестра Мариинского театра.

Ярким событием фестиваля стал еще один дебют – выступление пермского хора «Млада». Пермяки поразили своей творческой силой, артистизмом и европейским звуком. Построенный по классическому принципу концерт – от музыки академической традиции до оперного crossover’а и блистательной сюиты на темы еврейских песен, «Альпийской фантазии» и «Кукарачи» – они провели с невероятным драйвом и в то же время интеллигентно. Руководитель хора Ольга Выгузова иногда напоминала балерину в свободном танце – настолько богат, пластичен и экспрессивен был ее дирижерский жест.

Горячо был принят публикой и хор девушек эстонского телевидения. Его бессменный руководитель Аарне Салувеер не без гордости рассказал, что является постоянным гастролером в Петербурге на протяжении девяти лет. Девушки исполняли венок сочинений эстонских классиков XX и XXI веков и изумляли отнюдь не девичьей мощью.

Грандиозным финальным аккордом стала впервые исполненная в Мариинском театре месса британского композитора Карла Дженкинса «Вооруженный человек», в которой приняли участие 300 певцов. Эдуард Кротман руководил гигантским хором, состоявшим из коллективов Санкт-Петербургского государственного университета, Академического большого хора Российского государственного гуманитарного университета, Государственного камерного хора Республики Татарстан, Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга и даже хора компании «Билайн», а также солистов – меццо-сопрано Златы Булычевой и тенора Рушана Шайбекова в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра. В мессе, написанной по заказу Королевского оружейного музея для празднований Миллениума и посвященной жертвам войны в Косово, использованы самые разные тексты, призывающие человечество остановить безумие ненависти, агрессии и войны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии