Хорошо забытое новое

В нашем городе прошел 24-й международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней. Продолжение 4». Художественный руководитель, директор и основатель фестиваля заслуженный деятель искусств России композитор Игорь РОГАЛЕВ ответил на вопросы журналиста Вячеслава КОЧНОВА.

Хорошо забытое новое | Источник: muzkarta.info

Источник: muzkarta.info

– Игорь Ефимович, почему в названии фестиваля значится «Продолжение 4»?

– Это отражение этапов, которые мы прошли за последние четыре года. После 20-го фестиваля мы думали, что проект придется закрывать из-за безденежья. Но его удалось продолжить, и мы прошли огонь, воду, медные трубы и вот сейчас – возвращение. Четыре этапа «жизни после смерти»...

Все почти четверть века существования фестиваля нашей главной задачей было возвращение в Россию незаслуженно забытого, вычеркнутого из жизни. Например, в рамках нашего фестиваля состоялась премьера оперы Стравинского «Соловей» в Мариинском театре. Была впервые исполнена кантата Прокофьева «К 20-летию Октября». Три года назад мы поставили оперу «Плотина» Мосолова, в позапрошлом году – «Победу над Солнцем» Матюшина-Малевича.

Когда мы начинали фестиваль, в котором соединились изобразительное искусство, театр и музыка, у нас абсолютно не было денег, но был огромный интерес. Представьте себе ЦВЗ «Манеж» начала 1990-х: второй этаж был заполнен картинами из запасников Русского музея – Малевич, Филонов, Кандинский. Первый же этаж отдали так называемому социалистическому реализму. Сейчас представить себе такое невозможно: шел 1992 год и на открытие фестиваля приехала программа «Время»...

В первые наши годы, несмотря на ужасное безденежье, просветительский аспект фестиваля был очевиден и востребован. Далее начались вещи более сложные, противоречивые, парадоксальные, даже драматические. На самом деле потребность в просвещении убывает. Потому что важен не только энтузиазм просветителей, но и ответ тех, кого ты просвещаешь.


– По вашему мнению, публике все это стало менее интересно? Пресытились информацией?

– Здесь объяснений много. Я не отношусь к тем, кто, оценивая 1990-е годы, фиксируется на криминале. Та эпоха породила много дельных и ярких событий. Это было хоть и недолгое, но огромное по своему значению время, которое предоставило нам возможность заниматься тем, чем хотелось. По крайней мере многим из нас. И тем, что дала нам та эпоха, мы, к сожалению, не смогли воспользоваться.

Сейчас просветительский аспект существенно усложняется. Многие люди уже «наелись», а интерес к своей истории во многом ограничен. Тем не менее практически все концерты нашего фестиваля прошли при полных залах. На открытии в Большом зале Филармонии публика ознакомилась с музыкой четырех композиторов, из которых только один – Артур Лурье – немного знаком профессионалам. Остальные трое – Николай Обухов, Всеволод Задерацкий, Алексей Животов – были открытием и для специалистов. Тем не менее был полный зал и в нем было много молодежи.

Я так боялся, что к нам не придут. Три ночи подряд просыпался через каждый час, и мне снился пустой зал. Снилось, что придут люди, которые давали деньги, в том числе из комитета по культуре, и у них возникнут нехорошие вопросы... В последние два-три года мы выживали только благодаря комитету. Притом что программа у нас не такая уж демократичная. Это не массовая песня, не романс, не мюзикл.


– У вас ведь была еще премьера в Эрмитажном театре.

– Да, опера «Барышня-крестьянка» русского эмигранта Владимира Дукельского (в Америке – Вернон Дюк, 1903 – 1969), которую мы давали в день закрытия фестиваля. Абсолютно случайно в национальной библиотеке конгресса США нашли клавир оперы этого русского американца. И я, абсолютно не отдавая себе отчет (зал-то небольшой), рассказывал о ней с упоением, выступал зазывалой... В итоге в зале люди просто стояли. Дукельский писал на английском языке, но адресат, вне всяких сомнений, – Россия. Он сочинил пародию на представления американцев о русских людях, быте и прочем. Я сразу же вспомнил фильм с Гретой Гарбо, где блистательные русские офицеры играют в карты, ложкой едят икру, пьют водку и лезут под стол... Опера Дукельского – абсолютная пародия на этот взгляд.


– Следующий фестиваль будет юбилейным – 25-м. Чем вы планируете порадовать публику через год?

– Мы хотели бы подвести итоги. Представить дайджест того, что было, собрать по возможности музыкантов и художников, которые участвовали в предшествовавших фестивалях. А также вернуться к некоторым состоявшимся музыкальным событиям. Но будут и премьеры, конечно. Есть предварительные договоренности об участии с Андреем Диевым, который блестяще играет Мессиана и Скрябина, приглашен талантливейший скрипач, открытие последних лет, Айлен Притчин, который сыграет музыку редко звучащих у нас Ксенакиса и Штокхаузена. Мы хотим повторить фрагменты из «Победы над Солнцем» и «Барышни-крестьянки», если удастся включить эти произведения в репертуар каких-то музыкальных театров. Есть предварительное согласие Ирины Богачевой, чьим давним поклонником я являюсь. Она любезно согласилась спеть редко исполняемые песни Шостаковича на стихи Саши Черного.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 062 (5435) от 09.04.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.