Хороших сказок много не бывает
Театр «Карамболь» представил премьеру мюзикла «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки Божены Немцовой на музыку Ирины Брондз в бодрой постановке молодого режиссера Антона Оконешникова.
Иллюстрация pixabay.com
Похоже, все как-то смирились с тем, что в отечественной киноиндустрии фактически вычеркнута строка «музыкальные фильмы для детей и юношества». А в театре «Карамболь» перевыполняют планы по сочинению новых детских мюзиклов, разумеется, для собственной сцены. Его художественный руководитель пишет песни, которых больше нет. В них она, как в Красной книге, всеми силами сохраняет память нашего детства - фильмы и мультфильмы с музыкой Алексея Рыбникова, Геннадия Гладкова, соединяя их с «генофондом» лучших европейских песенных образцов, вокальной эстетикой оттепельных 1960-х, джазовыми мотивами.
На спектаклях с музыкой этого композитора многие взрослые слушатели переживают сеансы погружения в свое детство. В них легкость, танцевальный задор полечек, фокстротов, танго, маршей, обаятельные секвенции соседствуют с внезапными модуляциями в лирику, а музыка тесно сплетена с литературными текстами высокой пробы. Среди постоянных творческих партнеров - Николай Голь, выступивший автором стихов и в «Двенадцати месяцах», созданных по пьесе Льва Яковлева. В памяти еще не остыли впечатления от оперы Родиона Щедрина «Рождественская сказка», сочиненной тоже по сказкам Божены Немцовой и поставленной на сцене Мариинского-2, а Ирина Брондз спешит удивить не менее очаровательными «Двенадцатью месяцами».
Хороших сказок много не бывает, к тому же в «Карамболе» все известные сказки обретают свое лицо. Так было с «Гадким утенком», премьера которого состоялась в конце прошлого сезона, где появились персонажи, связавшие мир героев Андерсена с нашим временем. Так случилось и на этот раз: легким движением пера фантазеров в сценарии появились модные нынче юные пионеры, почти дошколята, на глазах у публики преобразившиеся в карнавальных новогодних зайчат с бумажными ушками. Их уносила в сказку на своих крыльях очаровательная белая ворона Клара (Ирина Алексеева).
И в сценарии, и в сценографии Елены Жуковой и видеохудожников Владимира Посохина и Евгении Кочевановой легко и непринужденно возникали обновленные образы мультдетства. Двери в сказку из дня сегодняшнего распахиваются так обыкновенно, что кажется, дети и родители, возвратившись домой, смогут сделать то же самое. Зашли в одни двери - оказались в лесу, который будто нарисован в тетрадке в клеточку. Зашли в другие - очутились в слегка модернизированном дворце капризной принцессы, которая утверждала, что пятью пять - сто, а не двадцать пять, потому что иначе скучно. А потому и апрель в канун Нового года для нее тоже оказался нескучной нормой.
Но в отличие от советских кино- и мультфильма принцесса здесь не бессердечна, она похожа на капризного ребенка, которого просто пока не «настроили» на позитивно-конструктивный лад. Для этого она должна пройти через страдание. У певицы Лины Нова эти капризы - очень джазовые - совсем не раздражают. Всю жестокость воплощает Генеральный генерал (Игорь Елькин), как называет его тайно влюбленная в него Первая фрейлина (Ольга Левина), совсем не старая, как было в кино и мультике. В костюмах художницы Елены Жуковой фантазия сочетает намек на претенциозный от кутюр с детской непосредственностью. Весь этот школьный маскарад получил у Ирины Брондз благословение Генделем - его знаменитой пассакалией, которая здесь выступила как тема судьбы, закона справедливости Природы. С пассакалии все и начинается - она задает ход событиям, на ее переливающейся минорно-мажорной секвенции строится и первая песня-зачин «Друг за другом мы придем, круг за кругом заведем»...
Этот искусно варьированный Гендель придавал оркестру, любовно ведомому Сергеем Тарариным, все признаки оркестра Поля Мориа, так же получавшего творческий кислород от музыкальных моделей барокко и классицизма. Эта «подушка» генделевской пассакалии подарила детскому мюзиклу роскошный воздух и объем. Вся история наполнилась важным смыслом: не обмани, ибо ничто не проходит бесследно и всем воздается.
В роли двух лгуний, присвоивших себе найденные в лютый мороз подснежники, - Маменьки и безнадежно избалованной Марфуши - виртуозно выступили Наталья Грецкая и Светлана Овсянникова. Кроткой и нежной Настенькой стала Юлия Коровко, которая своими манерами напомнила актрису Наталью Седых из фильма «Морозко» Александра Роу. И пела она так же ангельски нежно и проникновенно.
На этой мажорной ноте можно было бы закончить, если не знать, что этот чудесный детский театр с настоящими детьми, которые поют и умудряются получать «маски» и «софиты», вот уже много лет живет без постоянной крыши, репетируя в холодном зимой и летом ДК им. Ногина. Может быть, закон справедливости, о котором эти дети спели в «Двенадцати месяцах», наконец заработает. И те взрослые люди, от которых что-то зависит, перестанут думать, что сказку в этом театре смогут сделать своими руками - и без их помощи.
Комментарии