Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора.

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы | ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ

ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ

Автором идеи и режиссером выступил дирижер Владимир Беглецов, заслуженный артист России, директор Хорового училища им. М. И. Глинки, художественный руководитель Концертного хора Санкт-Петербурга и хора мальчиков Хорового училища, которые и станут участниками действа в сопровождении оркестра «Северная симфония». Маэстро рассказал музыковеду Владимиру Дудину о том, как важно вслушиваться в «хорошо знакомого Чайковского» и как дальше жить лучшему хоровому коллективу нашего города, оставшемуся без дома.

- Слушателю на вашем гала-концерте предстоит пересмотреть свое отношение к мифам о всенародно любимом композиторе?

- Прежде всего мы разрушим стереотип отношения к гала-концерту. От традиционного представления о формате гала у нас останется только финал оперы «Иоланта» - последней оперы Чайковского, которая завершается счастливо в отличие от многих других. А «многие другие» будут представлены у нас не самыми радужными фрагментами. Оперные эпизоды перемежаются хоровыми номерами, а также эпизодами из балета «Щелкунчик», сцена сражения в котором представляет музыку довольно мрачную. Да и «Щелкунчик» Гофмана - сказка без счастливого конца. Поскольку существует такая памятная дата, как 125 лет со дня смерти композитора, мне хотелось, чтобы драматургию концерта составила музыка не мрачная, но соответствующая и дате, и в какой-то степени сути творчества композитора, прожившего трагическую жизнь. Вряд ли можно назвать его счастливым человеком.

- Взгляд на творчество Чайковского как трагического художника был присущ вам всегда или к этому вас подтолкнули новые опубликованные исследования о нем?

- Очень многое открыла мне работа над циклом «16 песен для детей старшего возраста», который мы исполняли с хором мальчиков Хорового училища в сопровождении пианиста Алексея Гориболя и записали на «Мелодии». Особый эмоционально-смысловой настрой песен вызвал у меня вопрос: а для детей ли этот цикл написан? Среди текстов его песен встречаются очень печальные. Например, в песенке «Мой Лизочек» есть такие слова: «чтоб наткать себе холстины пауку из паутины заказал, заказал». А что такое холстина? Это же саван... Не очень хорошо мы знаем Чайковского даже самого известного. А вступление к знаменитому ариозо Лизы у Зимней канавки «Ах, истомилась, устала я» в «Пиковой даме» начинается один в один с мелодией песни «Легенда» - «Был у Христа-младенца сад». Песенка для детей и ариозо Лизы перед самоубийством - меня это очень сильно поразило, и я подумал, что можно поставить очень интересную историю.

- В вас проснулись режиссерские амбиции? Возможно, вас вдохновил и опыт постановок двух опер Чайковского Юрием Темиркановым в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова?

- Дело не столько в амбициях, сколько в напоминании публике о том, чем наш хор успешно занимался в Смольном соборе, пока мы его не лишились. В наших оперных проектах там было немало новаторства. Мы работали с талантливой, очень увлеченной художницей, создававшей нам великолепные видеоинсталляции. В Смольном соборе мы смогли побороть акустику, устанавливая специальные щиты, экраны, свет, работали со звуком. При этом солисты были одеты в обычные концертные костюмы, но при таком оформлении атмосфера была невероятная, было очень интересно. В этом заключалась моя если не самоцель, то тенденция избежать больших затрат при создании проектов. Начинали мы с «Алеко» Рахманинова. Концертный хор Смольного собора своими силами смог исполнить три главные оперы Чайковского - «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту». В Большом зале Филармонии не будет такого оформления. Нам помогут белые ночи своим естественным светом: погода за окном в это время года очень влияет на восприятие.

- Вы упомянули «детей старшего возраста», говоря о цикле шестнадцати песен. Насколько современные дети чувствительны и способны к сопереживанию?

- Когда я вернулся в Хоровое училище на пост директора, был поражен, как изменилось время. За семь лет моего отсутствия в училище в мире произошло столько всего в области технологий. Детей стало очень сложно увлечь, оттащить от гаджетов. Малейшая секунда - и тут же возникает вопрос: «Где вай-фай?». О чем с ними говорить? Но я стал делать то, что умею, - нагружать ребят сложными программами, чтобы все время у них было поглощено творческим процессом. Детская моторика заключается в том, что если дети что-то выучивают, то навсегда. А они, начиная с четвертого класса, навсегда узнают «Страсти по Иоанну» и Высокую мессу Баха, кантату «Кармина бурана» Орфа, литургии Чайковского и Рахманинова, «Всенощное бдение» Рахманинова. Список можно продолжать. Начиная с этого времени дети становятся носителями высоких идей культуры. Я им говорю: «Вы уже столько всего можете прочесть наизусть. Можете в метро подойти к понравившейся девушке и исполнить ей отрывок из хоров Калинникова на стихи Пушкина. Поэтому зачем вам ковыряться в ваших гаджетах, когда мимо пролетает красота - то, ради чего нужно существовать»...

- Проект «Чайковский-гала», возможно, даст старт следующим монографическим концертам-исследованиям?

- Есть много идей, но есть и масса препятствий. У Концертного хора Санкт-Петербурга нет своей постоянной базы и площадки. Мы выступаем в двух соборах - Исаакиевском и Спасе-на-крови, но это не те концертные площадки, где можно исполнять любую музыку.

- Хоры Шостаковича, которые мне довелось услышать в Спасе-на-крови, в вашем исполнении обрели невероятное акустическое пространство!

- Потому что мне удалось доказать, что хоры Шостаковича - это духовная музыка, советская религия, если хотите, литургия. Они построены по законам жанра. Наш хор приглашают на все официальные мероприятия, но никто не предлагает никакой репетиционной базы, полное молчание. Вместо Смольного нам, конечно, выделили здание на Думской улице. Но после декларации намерений наступило полное молчание: все повисло. В сложившейся ситуации я увидел один плюс: благодаря изгнанию из Смольного собора мы поменяли имя - Концертный хор Санкт-Петербурга, которое в полной мере соответствует тому, чем мы являемся.

Материал был опубликован в газете под №106 (6215) от 18.06.2018 под заголовком «Хором за Чайковского».

#оркестр #выступление #концерт #филармония

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...