Зевота и дремота. Почему дети скучают на театральных спектаклях

Когда б вы знали, сколько по российским сценам скачет Коньков-Горбунков! Сколько летает Синих птиц! Сколько Алис падает в кроличью нору! Сколько Золушек, Спящих красавиц, Леопольдов и Винни Пухов поют и пляшут! Сотни! А сколько детей плачет или зевает, глядя на них из темных залов! Тысячи! Лет через десять - пятнадцать эти ребята повзрослеют и никогда не пойдут в театр. И детей своих не поведут туда, где их скучно развлекали, сюсюкая и заигрывая.

Зевота и дремота. Почему дети скучают на театральных спектаклях | Один из лучших спектаклей детского репертуара поставлен в Небольшом драматическом театре - «История доктора Дулиттла». ФОТО Владимира ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой НДТ

Один из лучших спектаклей детского репертуара поставлен в Небольшом драматическом театре - «История доктора Дулиттла». ФОТО Владимира ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой НДТ

По долгу службы, а точнее - в качестве эксперта фестиваля «Арлекин», мне недавно довелось (не скажу: посчастливилось) посмотреть 119 спектаклей, выдвинутых на соискание премии. Надо ли добавлять, что процентов восемьдесят из этой массы пришлось зарубить на корню? И не только потому, что шорт-лист не резиновый. Гораздо важнее то, что половине из них и на белый свет родиться не следовало. Спектакли среднего уровня, из тех, что претендовали на участие в фестивале, что состоится в апреле 2019 года, до Петербурга не доберутся, но они живут и здравствуют в текущем репертуаре театров больших и малых городов. Чем отнюдь не способствуют духовному росту подрастающего поколения. Плохи они как раз «средним уровнем» - как осетрина второй свежести.

Создатели детских театральных опусов словно не замечают, что дети сегодня уже не те, что лет двадцать назад. Еще не умея говорить, младенцы ловко управляются с гаджетами, играя в стрелялки и догонялки. А те, что постарше, мыслят совершенно иными категориями, чем авторы бесконечных сказочно-развлекательных постановок. Чем может завлечь детей театр? Из категории беби-спектаклей (0 плюс) их может заинтересовать разве что интерактив. Просто сидеть и смотреть на сцену - это не занятие для публики в памперсах. В их восприятии выигрывают дяди и тети, предлагающие увлекательную игру: сочинять истории, мастерить кукол, путешествовать во времени и пространстве... Эти зрители - большие фантазеры, и театру следует учесть их потребности и возможности. С детишками не грех и посоревноваться. Что не всегда по плечу артистам, привыкшим к «четвертой стене».

В маленьком и совсем нестандартном театре «Квартира» (он даже театром стесняется именоваться, считая себя просто «социокультурным пространством») для юных и даже «особенных» детей играют спектакль «Недетские разговоры». Режиссер Борис Павлович вообще-то служит в БДТ, но призвание нашел, как видно, в игре для семейного круга. Юным зрителям здесь предоставлена полная (ну или почти полная) свобода. Наравне с папами и мамами они осваивают пространство старой петербургской квартиры на Мойке, переходя из комнаты в комнату, знакомясь с бытом прошедших времен, крутя кофемолку, упражняясь на музыкальных инструментах или листая старинный фолиант. Для каждого тут найдется занятие. Можно посмотреть балет в кукольном мини-театре, можно перечитать рассказы Хармса, так подходящие к атмосфере этой загадочной квартиры...

Нечто похожее встречается и в других театрах страны. Например, в Кургане, где в театре «Гулливер» идет спектакль «Изобретение полета». Его герой - забавный учитель - делает обычный урок математики увлекательным и поучительным, превращая геометрические фигуры (треугольники, линейки и пр.) в длинноногих аистов, которые раньше бродили по болотам, а потом научились летать. «Развивайте свои способности!» - призывает учитель птиц, а заодно и зрителей. И нет в его словах никакой дидактики, только радость открытия. Этот спектакль уже для аудитории 7 плюс. Плюс талант сочинившего его актера (он же режиссер).

В Канском драматическом театре оригинально и без лишней назидательности прочли вроде бы до дыр зачитанную «Черную курицу». Здесь тон задает сценограф Елена Злая, которая на самом деле добрая фея, и по мановению ее руки совершаются удивительные превращения...

«Педагогические» спектакли бывают и для самых маленьких, и для тинейджеров. Они колеблются в широком диапазоне - от незатейливых игр аниматоров (на пляжах Турции что ли стажировались?) до иллюстраций к школьной программе по литературе. Но талант... его, как известно, не купишь и не пропьешь (только детям не говорите!). Наверное, поэтому мне так и не удалось найти формулу идеального детского спектакля. Это материя неуловимая. Волшебство какое-то. И если вдруг возникает в театре что-то магическое, без помощи роскошной машинерии, громкой музыки и видеопроекций, сразу просыпаешься, перестаешь поглядывать на часы или оглядываться на дверь, где зеленым светом горит утешительное слово «выход». Зевота и дремота в такие моменты убегают прочь. Но бывает такое нечасто.

В этом году порадовало, что волшебные спектакли появились и в нашем городе. Их умеет сочинять режиссер Яна Тумина, поставившая в театре «Особняк» лирический хоррор (так в программке значится) «Комната Герды», а в содружестве «Открытое пространство» - историю с этническим характером «Деревня канатоходцев». Не обошлось без волшебства и в Большом театре кукол, где притягивает даже название - «Мой дедушка был вишней» и где, что теперь редкость, гармонично взаимодействуют люди и куклы.

Небольшой драматический театр в жанре «наш цирк» рассказывает «Историю доктора Дулиттла» - симпатичного коллеги нашего Айболита и его забавных пациентов, которых с детским озорством и взрослым мастерством играют известные артисты вроде Татьяны Колгановой, Ольги Альбановой, Хельги Филипповой и Сергея Уманова. Маги и волшебники бывают разные, важно, что они есть. И что петербургским юным зрителям будет куда пойти в дни школьных каникул или просто в выходные с папами-мамами, дедушками-бабушками. И никто из них не будет скучать.

#театр #дети #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Ходили по театру зевота и дремота».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.