Зевота и дремота. Почему дети скучают на театральных спектаклях

Когда б вы знали, сколько по российским сценам скачет Коньков-Горбунков! Сколько летает Синих птиц! Сколько Алис падает в кроличью нору! Сколько Золушек, Спящих красавиц, Леопольдов и Винни Пухов поют и пляшут! Сотни! А сколько детей плачет или зевает, глядя на них из темных залов! Тысячи! Лет через десять - пятнадцать эти ребята повзрослеют и никогда не пойдут в театр. И детей своих не поведут туда, где их скучно развлекали, сюсюкая и заигрывая.

Зевота и дремота. Почему дети скучают на театральных спектаклях | Один из лучших спектаклей детского репертуара поставлен в Небольшом драматическом театре - «История доктора Дулиттла». ФОТО Владимира ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой НДТ

Один из лучших спектаклей детского репертуара поставлен в Небольшом драматическом театре - «История доктора Дулиттла». ФОТО Владимира ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой НДТ

По долгу службы, а точнее - в качестве эксперта фестиваля «Арлекин», мне недавно довелось (не скажу: посчастливилось) посмотреть 119 спектаклей, выдвинутых на соискание премии. Надо ли добавлять, что процентов восемьдесят из этой массы пришлось зарубить на корню? И не только потому, что шорт-лист не резиновый. Гораздо важнее то, что половине из них и на белый свет родиться не следовало. Спектакли среднего уровня, из тех, что претендовали на участие в фестивале, что состоится в апреле 2019 года, до Петербурга не доберутся, но они живут и здравствуют в текущем репертуаре театров больших и малых городов. Чем отнюдь не способствуют духовному росту подрастающего поколения. Плохи они как раз «средним уровнем» - как осетрина второй свежести.

Создатели детских театральных опусов словно не замечают, что дети сегодня уже не те, что лет двадцать назад. Еще не умея говорить, младенцы ловко управляются с гаджетами, играя в стрелялки и догонялки. А те, что постарше, мыслят совершенно иными категориями, чем авторы бесконечных сказочно-развлекательных постановок. Чем может завлечь детей театр? Из категории беби-спектаклей (0 плюс) их может заинтересовать разве что интерактив. Просто сидеть и смотреть на сцену - это не занятие для публики в памперсах. В их восприятии выигрывают дяди и тети, предлагающие увлекательную игру: сочинять истории, мастерить кукол, путешествовать во времени и пространстве... Эти зрители - большие фантазеры, и театру следует учесть их потребности и возможности. С детишками не грех и посоревноваться. Что не всегда по плечу артистам, привыкшим к «четвертой стене».

В маленьком и совсем нестандартном театре «Квартира» (он даже театром стесняется именоваться, считая себя просто «социокультурным пространством») для юных и даже «особенных» детей играют спектакль «Недетские разговоры». Режиссер Борис Павлович вообще-то служит в БДТ, но призвание нашел, как видно, в игре для семейного круга. Юным зрителям здесь предоставлена полная (ну или почти полная) свобода. Наравне с папами и мамами они осваивают пространство старой петербургской квартиры на Мойке, переходя из комнаты в комнату, знакомясь с бытом прошедших времен, крутя кофемолку, упражняясь на музыкальных инструментах или листая старинный фолиант. Для каждого тут найдется занятие. Можно посмотреть балет в кукольном мини-театре, можно перечитать рассказы Хармса, так подходящие к атмосфере этой загадочной квартиры...

Нечто похожее встречается и в других театрах страны. Например, в Кургане, где в театре «Гулливер» идет спектакль «Изобретение полета». Его герой - забавный учитель - делает обычный урок математики увлекательным и поучительным, превращая геометрические фигуры (треугольники, линейки и пр.) в длинноногих аистов, которые раньше бродили по болотам, а потом научились летать. «Развивайте свои способности!» - призывает учитель птиц, а заодно и зрителей. И нет в его словах никакой дидактики, только радость открытия. Этот спектакль уже для аудитории 7 плюс. Плюс талант сочинившего его актера (он же режиссер).

В Канском драматическом театре оригинально и без лишней назидательности прочли вроде бы до дыр зачитанную «Черную курицу». Здесь тон задает сценограф Елена Злая, которая на самом деле добрая фея, и по мановению ее руки совершаются удивительные превращения...

«Педагогические» спектакли бывают и для самых маленьких, и для тинейджеров. Они колеблются в широком диапазоне - от незатейливых игр аниматоров (на пляжах Турции что ли стажировались?) до иллюстраций к школьной программе по литературе. Но талант... его, как известно, не купишь и не пропьешь (только детям не говорите!). Наверное, поэтому мне так и не удалось найти формулу идеального детского спектакля. Это материя неуловимая. Волшебство какое-то. И если вдруг возникает в театре что-то магическое, без помощи роскошной машинерии, громкой музыки и видеопроекций, сразу просыпаешься, перестаешь поглядывать на часы или оглядываться на дверь, где зеленым светом горит утешительное слово «выход». Зевота и дремота в такие моменты убегают прочь. Но бывает такое нечасто.

В этом году порадовало, что волшебные спектакли появились и в нашем городе. Их умеет сочинять режиссер Яна Тумина, поставившая в театре «Особняк» лирический хоррор (так в программке значится) «Комната Герды», а в содружестве «Открытое пространство» - историю с этническим характером «Деревня канатоходцев». Не обошлось без волшебства и в Большом театре кукол, где притягивает даже название - «Мой дедушка был вишней» и где, что теперь редкость, гармонично взаимодействуют люди и куклы.

Небольшой драматический театр в жанре «наш цирк» рассказывает «Историю доктора Дулиттла» - симпатичного коллеги нашего Айболита и его забавных пациентов, которых с детским озорством и взрослым мастерством играют известные артисты вроде Татьяны Колгановой, Ольги Альбановой, Хельги Филипповой и Сергея Уманова. Маги и волшебники бывают разные, важно, что они есть. И что петербургским юным зрителям будет куда пойти в дни школьных каникул или просто в выходные с папами-мамами, дедушками-бабушками. И никто из них не будет скучать.

#театр #дети #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Ходили по театру зевота и дремота».


Комментарии