Хлеб мира и войны
Музей хлеба открылся для посетителей после переезда в новое здание на Выборгской стороне (улица Михайлова, дом 2).

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В старинном особняке купца Пастухова, выстроенном в 1829 году, гораздо уютнее, чем в прежнем музейном здании на Лиговском проспекте, в котором ощущалось что-то казенное. Теперь в интерьерах главенствуют старинные печи с изразцами, на потолках – лепнина, живописные росписи, на стенах – деревянные панели.
Пока в музее открыты четыре зала постоянной экспозиции из двенадцати, ведь завершена только первая стадия реставрации особняка.
В одном из залов воссоздана типичная петербургская кондитерская начала прошлого века: элегантный прилавок, венские стулья, круглый стол. В ожидании заказа можно было скоротать время, листая газету. А заглянув в нее – увидеть, что она не сильно отличается от наших: немного политики, экономики, культуры, много-много рекламы и еще больше происшествий.
В витринах – французское печенье, торт «Наполеон», эклеры. Конечно, это муляжи, но они так похожи на настоящие, что хочется попробовать. Витрина сделана так, что ее наружные ящики выдвигаются. Внутри – фантики от давно съеденных конфет, демонстрирующие искусство упаковки тех лет. В другом ящике прячутся сувенирные пасхальные яйца. Простенькие, не от Фаберже, но тоже красивые.
– У нас нет драгоценных металлов, даже ложки не из серебра, а из мельхиора, – объясняет экскурсовод. – Для таких экспонатов нужен спецхран, им обладают совсем немногие музеи. Зато мы можем гордиться коллекцией кондитерской упаковки и кондитерских форм для выпечки, приготовления мороженого, желе. Подобные бытовые предметы в музеях представлены очень мало.
Сохранили здесь и блокадную комнату.
– В городе есть специальные музеи, посвященные блокаде, – говорит директор Музея хлеба Марина Яковлева. – Но мы считаем, что рассказывать о хлебе в нашем городе, не упоминая блокаду, невозможно. А чтобы не повторяться, немного сместили акценты, сделав главной темой работу хлебозаводов в осажденном Ленинграде.
Над созданием экспозиции поломали голову дизайнеры и научные сотрудники. В старом здании многим не хватало интерактивности: возможности прикасаться к экспонатам, смотреть видео, получать информацию в форме игры. Сейчас все это появилось, а значит, детям скучно не будет. Вот, к примеру, зал, где рассказывается о кулинарных книгах. В красном углу – книга Елены Молоховец. Она упрятана за стекло, так что полистать ее невозможно. Но внизу, на экране, демонстрируются рецепты из этой «библии» домашних хозяек многих поколений.
На стенах – деревянные книжечки. На «обложках» написаны самые разные вопросы. Например, спрашивают, существуют ли кулинарные книги в стихах. Открываем «обложку» и читаем, что в России таких книг не было. Зато была целая гастрономическая поэма под названием «Обед», написанная в 1837 году неким Филимоновым.
Другая деревянная книжечка отвечает на вопрос, актуальный в 1808 году и не менее животрепещущий ныне: как накормить простой народ – так, чтобы дешево и питательно. Ответ не слишком аппетитный. Рекомендуются стручковые, в основном бобы и горох, из круп – ячмень, из овощей – картофель и брюква. А также студень из костей, говяжьи и свиные ноги, губы, рыла, уши: «то с луком, то с чесноком, то с тмином».
В музее создан детский центр. Об истории мельниц и связанных с ними легендах и сказках детям рассказывают в темной комнате, похожей на сказочную пещеру, снабженную всякими мультимедийными приспособлениями. В соседнем зале висят мягкие макеты различных батонов, пряников, кренделей. Дернешь за веревку, и выпечка начинает рассказывать свою историю. Озвучивали батоны и булки известные петербургские актеры. Во всех залах есть и подробные аннотации, в которых рассказывается о каждом продукте. Истории интереснейшие...
Знакомясь с Музеем хлеба и его экспонатами, вспоминаем об истории страны, погружаемся в прошлое и словно ощущаем его вкус и запах.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5615) от 28.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии