«Хитрей, чем лиса с холма»

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», с огромным успехом прошедшая весной в ГМИИ им. Пушкина, переехала в Эрмитаж в Надворную галерею, где раньше находилась коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.

«Хитрей, чем лиса с холма» | Надпись на картине гласит: «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие, иначе душой ослепленной твоей завладеет Венера». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Надпись на картине гласит: «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие, иначе душой ослепленной твоей завладеет Венера». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Правда, не в полном составе: несколько картин из замка Фриденштайн в Готе до Петербурга не добрались. Потому изменился основной посыл: в Москве акцент делался на временное воссоединение готской коллекции (напомним, что немало картин Кранаха из замка Фриденштайн попали после Второй мировой войны в Москву и относятся к так называемым перемещенным ценностям). В Эрмитаже главным стало художественное значение, а также проблемы научной атрибуции картин.

– Это прекрасный пример сотрудничества двух музеев, когда выставка делается совместно, но получается все равно разной, – сказал на вернисаже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Блестящий пример, как показывать перемещенное искусство: не в политическом контексте, а в художественном.

Лукас Кранах-старший – один из ведущих мастеров Северного Возрождения наряду с Гансом Гольбейном и Альбрехтом Дюрером. С Дюрером они, кстати, почти ровесники. Однако в творчестве Кранаха мы не найдем мистических прозрений Дюрера, прорывов в запредельное. Его искусство принадлежит земным пределам целиком и полностью. Даже мадонны, которых он написал на своем веку немало, часто одеты согласно последней моде того времени.

Много написано о том, что идеал красоты, запечатленный в женских образах Кранаха, воспринимается сейчас как современный. Во многих его мадоннах и античных героинях узнаются черты принцессы Сибиллы Клевской, которую художник, кстати, сосватал за саксонского курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного.

– Лицо сердечком с маленьким изящным подбородком, высокий лоб, чуть припухшие, словно заспанные, миндалевидные глаза, рыжеватые волосы, – так характеризует этот идеал куратор выставки Мария Гарлова.

Яркий пример – эрмитажный «Женский портрет» и наша же «Мадонна под яблоней», которой посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский: «В накидке лисьей – сама хитрей, чем лиса с холма лесного...». Ему мерещилось в ней сходство с Мариной Басмановой, в которую он был смертельно влюблен.

Знаменитая кранаховская «Венера с амуром» (тоже из эрмитажной коллекции), по словам куратора Марии Гарловой, отражает мрачную сторону любви – страсть, которая может быть гибельной для человека:

– Кранах изобразил Венеру в человеческий рост и полностью обнаженной. Для его времени это было чрезвычайно смело. Можно предположить, что картина предназначалась для покоев еще более интимных, чем спальня.

Чем дальше проходишь по Надворной галерее, тем менее живыми и более схематичными становятся картины. Кранах не нуждался в деньгах, в Виттенберге ему принадлежали аптека и типография, в которой он, кстати, отпечатал Библию, переведенную Мартином Лютером на немецкий язык.

Что же подвигло его поставить свое искусство на поток? Вероятно, положение придворного художника при дворе трех курфюрстов Саксонских – он работал при Фридрихе Мудром, даровавшем ему дворянство и герб в виде крылатого дракона, который присутствует во всех картинах, Фридрихе Твердом и Иоганне-Фридрихе Великодушном. Обязанностей у придворного художника было чрезвычайно много, и времени на творчество становилось все меньше.

И тогда мастерская Кранаха стала работать как фабрика.

– Посмотрите на этикетки, – говорит куратор выставки Мария Гарлова. – Чего тут только нет! «Кранах-старший». «Кранах-старший и мастерская». «Школа Кранаха-старшего». «В манере Кранаха-старшего». То же самое и в случае с Кранахом-младшим, сыном художника.

В мастерской Кранаха трудились много помощников, у каждого были свои обязанности. Художник выдавал клише. Самые талантливые подмастерья писали лица, другие – руки, третьи – одежду, четвертые – фон. А ведь была еще и целая армия подражателей Кранаха.

– Подобная выставка дает возможность исследовать изменения манеры Кранаха, может дать толчок к поправкам в атрибуции, даже к открытиям. Это очень научная выставка, – считает Мария Гарлова.

Кстати, одно из открытий произошло еще до начала выставки. Алексей Ларионов, хранитель западноевропейских рисунков, установил, что два рисунка, обнаруженные им среди работ нидерландских художников Северного Возрождения, напоминают, скорее, немецкую школу. В результате исследований он пришел к выводу, что они, несомненно, выполнены рукой Лукаса Кранаха-старшего. Эти рисунки – «Распятие с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Евангелистом» и «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» – можно увидеть сейчас на выставке в последнем зале Надворной галереи у окна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5723) от 16.06.2016.


Комментарии