«Хитрей, чем лиса с холма»

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», с огромным успехом прошедшая весной в ГМИИ им. Пушкина, переехала в Эрмитаж в Надворную галерею, где раньше находилась коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.

«Хитрей, чем лиса с холма» | Надпись на картине гласит: «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие, иначе душой ослепленной твоей завладеет Венера». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Надпись на картине гласит: «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие, иначе душой ослепленной твоей завладеет Венера». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Правда, не в полном составе: несколько картин из замка Фриденштайн в Готе до Петербурга не добрались. Потому изменился основной посыл: в Москве акцент делался на временное воссоединение готской коллекции (напомним, что немало картин Кранаха из замка Фриденштайн попали после Второй мировой войны в Москву и относятся к так называемым перемещенным ценностям). В Эрмитаже главным стало художественное значение, а также проблемы научной атрибуции картин.

– Это прекрасный пример сотрудничества двух музеев, когда выставка делается совместно, но получается все равно разной, – сказал на вернисаже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Блестящий пример, как показывать перемещенное искусство: не в политическом контексте, а в художественном.

Лукас Кранах-старший – один из ведущих мастеров Северного Возрождения наряду с Гансом Гольбейном и Альбрехтом Дюрером. С Дюрером они, кстати, почти ровесники. Однако в творчестве Кранаха мы не найдем мистических прозрений Дюрера, прорывов в запредельное. Его искусство принадлежит земным пределам целиком и полностью. Даже мадонны, которых он написал на своем веку немало, часто одеты согласно последней моде того времени.

Много написано о том, что идеал красоты, запечатленный в женских образах Кранаха, воспринимается сейчас как современный. Во многих его мадоннах и античных героинях узнаются черты принцессы Сибиллы Клевской, которую художник, кстати, сосватал за саксонского курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного.

– Лицо сердечком с маленьким изящным подбородком, высокий лоб, чуть припухшие, словно заспанные, миндалевидные глаза, рыжеватые волосы, – так характеризует этот идеал куратор выставки Мария Гарлова.

Яркий пример – эрмитажный «Женский портрет» и наша же «Мадонна под яблоней», которой посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский: «В накидке лисьей – сама хитрей, чем лиса с холма лесного...». Ему мерещилось в ней сходство с Мариной Басмановой, в которую он был смертельно влюблен.

Знаменитая кранаховская «Венера с амуром» (тоже из эрмитажной коллекции), по словам куратора Марии Гарловой, отражает мрачную сторону любви – страсть, которая может быть гибельной для человека:

– Кранах изобразил Венеру в человеческий рост и полностью обнаженной. Для его времени это было чрезвычайно смело. Можно предположить, что картина предназначалась для покоев еще более интимных, чем спальня.

Чем дальше проходишь по Надворной галерее, тем менее живыми и более схематичными становятся картины. Кранах не нуждался в деньгах, в Виттенберге ему принадлежали аптека и типография, в которой он, кстати, отпечатал Библию, переведенную Мартином Лютером на немецкий язык.

Что же подвигло его поставить свое искусство на поток? Вероятно, положение придворного художника при дворе трех курфюрстов Саксонских – он работал при Фридрихе Мудром, даровавшем ему дворянство и герб в виде крылатого дракона, который присутствует во всех картинах, Фридрихе Твердом и Иоганне-Фридрихе Великодушном. Обязанностей у придворного художника было чрезвычайно много, и времени на творчество становилось все меньше.

И тогда мастерская Кранаха стала работать как фабрика.

– Посмотрите на этикетки, – говорит куратор выставки Мария Гарлова. – Чего тут только нет! «Кранах-старший». «Кранах-старший и мастерская». «Школа Кранаха-старшего». «В манере Кранаха-старшего». То же самое и в случае с Кранахом-младшим, сыном художника.

В мастерской Кранаха трудились много помощников, у каждого были свои обязанности. Художник выдавал клише. Самые талантливые подмастерья писали лица, другие – руки, третьи – одежду, четвертые – фон. А ведь была еще и целая армия подражателей Кранаха.

– Подобная выставка дает возможность исследовать изменения манеры Кранаха, может дать толчок к поправкам в атрибуции, даже к открытиям. Это очень научная выставка, – считает Мария Гарлова.

Кстати, одно из открытий произошло еще до начала выставки. Алексей Ларионов, хранитель западноевропейских рисунков, установил, что два рисунка, обнаруженные им среди работ нидерландских художников Северного Возрождения, напоминают, скорее, немецкую школу. В результате исследований он пришел к выводу, что они, несомненно, выполнены рукой Лукаса Кранаха-старшего. Эти рисунки – «Распятие с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Евангелистом» и «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» – можно увидеть сейчас на выставке в последнем зале Надворной галереи у окна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5723) от 16.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?