«Хитрей, чем лиса с холма»

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», с огромным успехом прошедшая весной в ГМИИ им. Пушкина, переехала в Эрмитаж в Надворную галерею, где раньше находилась коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.

«Хитрей, чем лиса с холма» | Надпись на картине гласит: «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие, иначе душой ослепленной твоей завладеет Венера». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Надпись на картине гласит: «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие, иначе душой ослепленной твоей завладеет Венера». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Правда, не в полном составе: несколько картин из замка Фриденштайн в Готе до Петербурга не добрались. Потому изменился основной посыл: в Москве акцент делался на временное воссоединение готской коллекции (напомним, что немало картин Кранаха из замка Фриденштайн попали после Второй мировой войны в Москву и относятся к так называемым перемещенным ценностям). В Эрмитаже главным стало художественное значение, а также проблемы научной атрибуции картин.

– Это прекрасный пример сотрудничества двух музеев, когда выставка делается совместно, но получается все равно разной, – сказал на вернисаже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Блестящий пример, как показывать перемещенное искусство: не в политическом контексте, а в художественном.

Лукас Кранах-старший – один из ведущих мастеров Северного Возрождения наряду с Гансом Гольбейном и Альбрехтом Дюрером. С Дюрером они, кстати, почти ровесники. Однако в творчестве Кранаха мы не найдем мистических прозрений Дюрера, прорывов в запредельное. Его искусство принадлежит земным пределам целиком и полностью. Даже мадонны, которых он написал на своем веку немало, часто одеты согласно последней моде того времени.

Много написано о том, что идеал красоты, запечатленный в женских образах Кранаха, воспринимается сейчас как современный. Во многих его мадоннах и античных героинях узнаются черты принцессы Сибиллы Клевской, которую художник, кстати, сосватал за саксонского курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного.

– Лицо сердечком с маленьким изящным подбородком, высокий лоб, чуть припухшие, словно заспанные, миндалевидные глаза, рыжеватые волосы, – так характеризует этот идеал куратор выставки Мария Гарлова.

Яркий пример – эрмитажный «Женский портрет» и наша же «Мадонна под яблоней», которой посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский: «В накидке лисьей – сама хитрей, чем лиса с холма лесного...». Ему мерещилось в ней сходство с Мариной Басмановой, в которую он был смертельно влюблен.

Знаменитая кранаховская «Венера с амуром» (тоже из эрмитажной коллекции), по словам куратора Марии Гарловой, отражает мрачную сторону любви – страсть, которая может быть гибельной для человека:

– Кранах изобразил Венеру в человеческий рост и полностью обнаженной. Для его времени это было чрезвычайно смело. Можно предположить, что картина предназначалась для покоев еще более интимных, чем спальня.

Чем дальше проходишь по Надворной галерее, тем менее живыми и более схематичными становятся картины. Кранах не нуждался в деньгах, в Виттенберге ему принадлежали аптека и типография, в которой он, кстати, отпечатал Библию, переведенную Мартином Лютером на немецкий язык.

Что же подвигло его поставить свое искусство на поток? Вероятно, положение придворного художника при дворе трех курфюрстов Саксонских – он работал при Фридрихе Мудром, даровавшем ему дворянство и герб в виде крылатого дракона, который присутствует во всех картинах, Фридрихе Твердом и Иоганне-Фридрихе Великодушном. Обязанностей у придворного художника было чрезвычайно много, и времени на творчество становилось все меньше.

И тогда мастерская Кранаха стала работать как фабрика.

– Посмотрите на этикетки, – говорит куратор выставки Мария Гарлова. – Чего тут только нет! «Кранах-старший». «Кранах-старший и мастерская». «Школа Кранаха-старшего». «В манере Кранаха-старшего». То же самое и в случае с Кранахом-младшим, сыном художника.

В мастерской Кранаха трудились много помощников, у каждого были свои обязанности. Художник выдавал клише. Самые талантливые подмастерья писали лица, другие – руки, третьи – одежду, четвертые – фон. А ведь была еще и целая армия подражателей Кранаха.

– Подобная выставка дает возможность исследовать изменения манеры Кранаха, может дать толчок к поправкам в атрибуции, даже к открытиям. Это очень научная выставка, – считает Мария Гарлова.

Кстати, одно из открытий произошло еще до начала выставки. Алексей Ларионов, хранитель западноевропейских рисунков, установил, что два рисунка, обнаруженные им среди работ нидерландских художников Северного Возрождения, напоминают, скорее, немецкую школу. В результате исследований он пришел к выводу, что они, несомненно, выполнены рукой Лукаса Кранаха-старшего. Эти рисунки – «Распятие с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Евангелистом» и «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» – можно увидеть сейчас на выставке в последнем зале Надворной галереи у окна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5723) от 16.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...