Херсонес Таврический. Вид из Эрмитажа

В последнее время беспокойство музейной общественности вызывают события, происходящие вокруг музея-заповедника «Херсонес Таврический». Объект всемирного наследия ЮНЕСКО до сих пор не получил федеральный статус. Мало того, он может быть низведен до музея регионального. Губернатор Севастополя своим недавним указом включил его в состав создаваемого Музея-заповедника истории Севастополя.

Херсонес Таврический. Вид из Эрмитажа | Источник: retrocontest.zbord.ru

Источник: retrocontest.zbord.ru

Вместе с тем значение национального заповедника, сохраняющего памятники многих веков (античные, византийские, итальянские, русские, золотоордынские, российские, советские), послужило основой для поручения президента РФ о придании ему федерального статуса. Исполнение этого поручения главы государства оказывается под вопросом.

По просьбе редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» ситуацию комментирует главный хранитель Эрмитажа, археолог, многие годы ведущий раскопки в Крыму, Светлана Адаксина:

«Херсонес – особо ценный объект истории и культуры. Кроме того, это объект, который входит в Список наследия ЮНЕСКО. Обычно у таких памятников юридическая самостоятельность.

По какой-то причине оформление федерального статуса музея-заповедника идет медленно. Правительство Севастополя, видимо, не понимая значимости объекта, приняло решение о придании ему регионального статуса. Вышло постановление губернатора Севастополя о включении Херсонеса и еще 12 объектов в объединенный Музей-заповедник истории Севастополя. В его состав вошли также Малахов курган, Музей обороны Севастополя, парки, бульвары... Получилось, что Херсонес попал в объекты историко-патриотического воспитания. У этих памятников разные задачи. Национальный заповедник хотят включить в туристический круговорот, который ему не нужен, там и без того много посетителей. Если нагрузку увеличить, это приведет к разрушению памятника.

Самое главное, что с этим постановлением связано: заповедник теряет юридическую самостоятельность. С ее потерей меняется степень ответственности за сохранность памятника перед ЮНЕСКО. Решения о жизни заповедника будут принимать люди, которые не имеют к нему отношения. Какими будут эти решения, никому не известно.

Не хочу сказать, что руководство Севастополя нацелено на разрушение Херсонеса. Но у заповедника и города разные цели и задачи. Противоречия неизбежно возникнут. На сегодняшний день факт налицо: распоряжение президента не выполняется.

Есть и еще одно важное обстоятельство. На выставку в Нидерланды вещи отправлял национальный заповедник «Херсонес Таврический». Как только он входит в состав другой организации, теряется право преемственности, и он не может выступать в Амстердаме на суде по поводу возврата экспонатов. Возникает угроза, что вещи никогда в Крым не вернутся. Организации, которая отправляла их на выставку, не существует. Труд большой группы людей – музейщиков, дипломатов, юристов — поставлен под угрозу из-за действий властей Севастополя.

Музейное сообщество обращалось в разные инстанции, но постановление местных властей не отменяется. Более того, в музей пришла бумага из администрации Севастополя о том, что следует провести инвентаризацию имущества в рамках нового заповедника».

Свою точку зрения на происходящее на сайте Эрмитажа высказал председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский. Он отметил, что история вокруг «Херсонеса Таврического» высвечивает две важные для музейного сообщества проблемы. Первая – защита памятников истории от бизнеса, который представляет для них серьезную угрозу. Чтобы сдерживать аппетиты бизнеса, нужны серьезные меры. Для этого по совету музейной общественности принято решение о создании Восточно-крымского историко-культурного заповедника и при нем специального археологического совета.

Вторая проблема – отношения между туризмом и музеями. Бытует представление, что музеи существуют для туристов. Совсем наоборот, туризм – одно из средств содержания музеев. При этом музейная специфика, наука, раскопки и реставрация превращают туризм из простого развлечения в средство воспитания исторического достоинства и художественного вкуса.

Проблема правильного соотношения миссии музеев и туристического бизнеса в ближайшее время будет обсуждаться на «круглых столах» в Общественной палате, на собраниях Союза музеев России и ИКОМ. Союз музеев активно работает, чтобы исправить непродуманные решения. Ситуацией, сложившейся вокруг «Херсонеса Таврического», занимаются администрация президента, Министерство культуры, Общественная палата.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5407) от 27.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?