Хаос рождает образы

Название выставки в Главном штабе «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» точно отражает смысл проекта, подготовленного Эрмитажем и Центром изобразительных искусств Сейнсбери из Великобритании.

Хаос рождает образы | Портрет Изабель Росторн.

Портрет Изабель Росторн.

В 1988 году в Москве с огромным успехом была показана большая персональная выставка Бэкона. Художник приезжал на ее открытие. Для перестроечных времен, богатых на яркие художественные события, это стало одним из главных. Через четыре года художник ушел из жизни.

Началась его еще более шумная посмертная слава. В ноябре 2013 года на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке триптих «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» (коллеги и друга Бэкона) был продан за 142 млн долларов, на сегодня это самая высокая цена за произведение искусства в истории открытых торгов.

Эрмитаж впервые представил Бэкона в 1998 году в серии выставок одного шедевра: триптих «Три штудии к распятию» привозили из нью-йоркского Музея Гуггенхайма.

Новый проект – 24 картины Бэкона из британских музеев и одна из США вместе с книгами и рабочими материалами из мастерской Бэкона показаны в диалоге с шедеврами Эрмитажа – древнеегипетской и античной скульптурой, Микеланджело, Веласкесом, Рембрандтом, Бернини, Ван Гогом, Сезанном, Матиссом. Плюс погрудный «Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса из лондонской коллекции лорда Дуро.

Такой исключительный подбор, замечательный и сам по себе, определен биографией и творчеством Бэкона. Тезка и дальний потомок философа XVI века родился в 1909 году в семье военного, в 17 лет поссорился с отцом и начал самостоятельную жизнь. Не получил не только художественного, но и никакого иного систематического образования. В 19 лет увидел в Париже выставку Пикассо и навсегда заболел искусством. Изучал книги и альбомы, делал вырезки и коллажи. Среди книг его библиотеки – альбом цветных фотографий начала ХХ века Сергея Прокудина-Горского. Скромная лондонская мастерская Бэкона, где он работал последние 30 лет жизни, была закрыта для посторонних. Судя по сохранившимся фотографиям, там царил полный хаос: всюду незаконченные полотна, брошенные на пол эскизы, смятые листы, вырванные из альбомов. Но художник говорил, что, подобно алхимику в средневековой лаборатории, чувствует себя уютно. Хаос рождает образы. Бэкон предпочитал называть свои картины эскизами, подчеркивая сомнения в завершенности работы.

Историки искусства определяют Бэкона как «фигуративного художника в эпоху абстракции». Во многом они правы. Художник пишет «узнаваемые» портреты – Папы Иннокентия Х под впечатлением от сцены крика из эйзенштейновского фильма «Броненосец «Потемкин» и портета кисти Велкаскеса в то время, когда в мире правит нефигуративное искусство.

Аналогичным образом происходило с портретом Ван Гога, созданным под впечатлением от чтения Бэконом знаменитых писем Винсента к брату Тео.

Но и определение «экспрессионист» применимо к Бэкону. Он изучал фотографии моделей, если это были его современники, но всегда избегал фотографической похожести. Деформируя лицо, искал суть личности портретируемого, его самоощущение. Лиза и Роберт Сейнсбери, которые многие годы поддерживали Бэкона, покупая его работы, в том числе собственные портреты (некоторые показаны на выставке), признавали точность «попадания в психологию».

Здесь названы только некоторые темы этой умной и одновременно эффектной выставки. Эрмитаж предлагает внимательному зрителю самостоятельно поискать другие сюжеты, другие линии, которые связывают Бэкона и классическое искусство. Занятие очень интересное.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии