Хаос рождает образы

Название выставки в Главном штабе «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» точно отражает смысл проекта, подготовленного Эрмитажем и Центром изобразительных искусств Сейнсбери из Великобритании.

Хаос рождает образы | Портрет Изабель Росторн.

Портрет Изабель Росторн.

В 1988 году в Москве с огромным успехом была показана большая персональная выставка Бэкона. Художник приезжал на ее открытие. Для перестроечных времен, богатых на яркие художественные события, это стало одним из главных. Через четыре года художник ушел из жизни.

Началась его еще более шумная посмертная слава. В ноябре 2013 года на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке триптих «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» (коллеги и друга Бэкона) был продан за 142 млн долларов, на сегодня это самая высокая цена за произведение искусства в истории открытых торгов.

Эрмитаж впервые представил Бэкона в 1998 году в серии выставок одного шедевра: триптих «Три штудии к распятию» привозили из нью-йоркского Музея Гуггенхайма.

Новый проект – 24 картины Бэкона из британских музеев и одна из США вместе с книгами и рабочими материалами из мастерской Бэкона показаны в диалоге с шедеврами Эрмитажа – древнеегипетской и античной скульптурой, Микеланджело, Веласкесом, Рембрандтом, Бернини, Ван Гогом, Сезанном, Матиссом. Плюс погрудный «Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса из лондонской коллекции лорда Дуро.

Такой исключительный подбор, замечательный и сам по себе, определен биографией и творчеством Бэкона. Тезка и дальний потомок философа XVI века родился в 1909 году в семье военного, в 17 лет поссорился с отцом и начал самостоятельную жизнь. Не получил не только художественного, но и никакого иного систематического образования. В 19 лет увидел в Париже выставку Пикассо и навсегда заболел искусством. Изучал книги и альбомы, делал вырезки и коллажи. Среди книг его библиотеки – альбом цветных фотографий начала ХХ века Сергея Прокудина-Горского. Скромная лондонская мастерская Бэкона, где он работал последние 30 лет жизни, была закрыта для посторонних. Судя по сохранившимся фотографиям, там царил полный хаос: всюду незаконченные полотна, брошенные на пол эскизы, смятые листы, вырванные из альбомов. Но художник говорил, что, подобно алхимику в средневековой лаборатории, чувствует себя уютно. Хаос рождает образы. Бэкон предпочитал называть свои картины эскизами, подчеркивая сомнения в завершенности работы.

Историки искусства определяют Бэкона как «фигуративного художника в эпоху абстракции». Во многом они правы. Художник пишет «узнаваемые» портреты – Папы Иннокентия Х под впечатлением от сцены крика из эйзенштейновского фильма «Броненосец «Потемкин» и портета кисти Велкаскеса в то время, когда в мире правит нефигуративное искусство.

Аналогичным образом происходило с портретом Ван Гога, созданным под впечатлением от чтения Бэконом знаменитых писем Винсента к брату Тео.

Но и определение «экспрессионист» применимо к Бэкону. Он изучал фотографии моделей, если это были его современники, но всегда избегал фотографической похожести. Деформируя лицо, искал суть личности портретируемого, его самоощущение. Лиза и Роберт Сейнсбери, которые многие годы поддерживали Бэкона, покупая его работы, в том числе собственные портреты (некоторые показаны на выставке), признавали точность «попадания в психологию».

Здесь названы только некоторые темы этой умной и одновременно эффектной выставки. Эрмитаж предлагает внимательному зрителю самостоятельно поискать другие сюжеты, другие линии, которые связывают Бэкона и классическое искусство. Занятие очень интересное.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.