«Ханума» в подарок Данелии

Во Дворце культуры железнодорожников, что находится в Лиговском народном доме, давно не было заметных событий. Дворец находится в доме, построенном в 1901 – 1904 годах на средства графини Софьи Паниной. И с 2011 года здесь действует Санкт-Петербургский драматический театр им. С. В. Паниной, ведущий свою историю от театральной труппы, организованной самой графиней.

«Ханума» в подарок Данелии  | Сона (Алена Булыгина) и князь (Игорь Лепихин). Перехитрить старого жениха оказалось непросто, но Ханума справилась.<br>ФОТО предоставлено Фондом Георгия Данелии

Сона (Алена Булыгина) и князь (Игорь Лепихин). Перехитрить старого жениха оказалось непросто, но Ханума справилась.
ФОТО предоставлено Фондом Георгия Данелии

Далеко не все петербуржцы знают о его существовании. Между тем у дома богатая театральная история – именно тут был создан первый в России передвижной общедоступный театр Павла Гайдебурова, в котором, в частности, работали основатель Московского камерного театра Александр Таиров и режиссер Жорж Питоев. Кроме того, в течение пятнадцати лет режиссером и актером театра был Александр Брянцев, будущий основатель и руководитель Ленинградского ТЮЗа. Эти страницы славной театральной истории дома культуры решила возродить Галина Ивановна Данелия, режиссер, актриса, жена и муза Георгия Данелии, возглавляющая его фонд, который занимается поддержкой проектов в области кино и театра.

Именно здесь, в ДК железнодорожников на Тамбовской улице, недалеко от Обводного канала, решено было начать новый проект «Кино в театре». Идея заключается в том, чтобы переносить на сцену сюжеты, известные публике по экранным версиям. И хотя первая постановка – «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели – ассоциируется прежде всего с легендарной одноименной постановкой Георгия Товстоногова, известной и любимой широкой публикой «Ханума» стала после выхода телевизионной версии этого спектакля.

В фонде Георгия Данелии решили взяться за новый вариант этой пьесы, задумав свою «Хануму» как подарок к юбилею народного артиста СССР Георгия Данелии, которому в сентябре исполнилось 85 лет. Создатели спектакля решили, что грузинская пьеса подходит юбиляру по духу. Он не может лично участвовать в создании постановки, но активно смотрит фрагменты репетиций по Интернету, обсуждает художественное решение с женой. Несмотря на то что композитор Гия Канчели, написавший бессмертную музыку к «Хануме», друг Георгия Николаевича, режиссер согласился использовать в спектакле новые мелодии, которые написал молодой петербургский композитор Игорь Заливалов. Режиссером стал петербуржец Николай Дуксин, он же написал слова песен.

Сейчас идут репетиции. Наблюдаю сцену сватовства старого князя к молодой невесте. Забавная песенка престарелого жениха запоминается быстро, дружно исполненная на три голоса – князь (Игорь Лепихин), Сона (Ольга Павлюкова) и сама Ханума (Вера Высочина, актриса Театра Комедии им. Н. П. Акимова). Затем последовал трогательный дуэт влюбленных – чтение французской пьесы завершается признанием в любви. Молодые артисты Ольга Павлюкова (Театр эстрады им. А. Райкина) и Александр Ганелин (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) соединили свои актерские и вокальные способности. Можно сказать, новая «Ханума» – это микс драмы и музыки.

У режиссера замечаний нет. С минуты на минуту должна была прибыть Галина Данелия, которая регулярно приезжает в Петербург на репетиции. Пока ее ждут, удалось пообщаться с заслуженным артистом России Евгением Тиличеевым (Театр музыкальной комедии), который играет Микича. Он рассказал: «Так сложилась судьба, что я в основном воплощаю на сцене образы национальных меньшинств: я сыграл весь Кавказ, жителей Средней Азии... Переиграл народностей двадцать, которые населяли Советский Союз, и считаю себя связующим звеном великого русского народа с соседями, укрепляя чувство дружбы. В «Хануме» играю армянского купца Микича – армянина я еще не играл, эта роль оказалась для меня интересной».

Не стоит думать, что это будет спектакль, наполненный национальным колоритом. Действие происходит в некоем условном южном городе. Впрочем, грузинского здесь явно будет немало. Посмотреть репетицию вместе с Галиной Данелия в Петербург из Москвы приехал художник Евгений Алпатьев, постоянно работающий с Фондом Георгия Данелии (здесь его соавторами стали художники Ольга и Игорь Жердель). Команда вдохновилась живописью Нико Пиросмани. «Это сюжеты Пиросмани, из которых как бы сделали комикс. Представьте, что картину Пиросмани разложили на несколько планов и оттуда вышли люди. А еще мы использовали рисунок самого Георгия Данелии – «автопортретного» льва в качестве герба. Легкая, красивая декорация, не берущая на себя много зрительского внимания и удобная для переезда, – мы хотим показать спектакль зрителям разных городов России», – рассказал Евгений Алпатьев.

И все-таки почему Фонд Георгия Данелии выбрал Петербург для первой постановки. «Петербург – это город Георгия Данелии. Здесь он снимал «Осенний марафон», здесь и я начинала свой творческий путь. И я решила, что таким образом мы вернемся в любимый город, – пояснила Галина Данелия. – Кроме того, я хочу помочь Дому культуры железнодорожников. Это замечательное место незаслуженно забыто, мы хотим способствовать тому, чтобы сюда вновь потянулась театральная публика, как в прежние времена». Премьера спектакля состоится 18 и 19 сентября. Хочется думать, что в историческом здании Лиговского народного дома снова, как когда-то, будет аншлаг. И любимый многими режиссер Георгий Данелия останется доволен таким подарком к юбилею.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5546) от 17.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?