«Ханума» в подарок Данелии
Во Дворце культуры железнодорожников, что находится в Лиговском народном доме, давно не было заметных событий. Дворец находится в доме, построенном в 1901 – 1904 годах на средства графини Софьи Паниной. И с 2011 года здесь действует Санкт-Петербургский драматический театр им. С. В. Паниной, ведущий свою историю от театральной труппы, организованной самой графиней.
Сона (Алена Булыгина) и князь (Игорь Лепихин). Перехитрить старого жениха оказалось непросто, но Ханума справилась.
ФОТО предоставлено Фондом Георгия Данелии
Далеко не все петербуржцы знают о его существовании. Между тем у дома богатая театральная история – именно тут был создан первый в России передвижной общедоступный театр Павла Гайдебурова, в котором, в частности, работали основатель Московского камерного театра Александр Таиров и режиссер Жорж Питоев. Кроме того, в течение пятнадцати лет режиссером и актером театра был Александр Брянцев, будущий основатель и руководитель Ленинградского ТЮЗа. Эти страницы славной театральной истории дома культуры решила возродить Галина Ивановна Данелия, режиссер, актриса, жена и муза Георгия Данелии, возглавляющая его фонд, который занимается поддержкой проектов в области кино и театра.
Именно здесь, в ДК железнодорожников на Тамбовской улице, недалеко от Обводного канала, решено было начать новый проект «Кино в театре». Идея заключается в том, чтобы переносить на сцену сюжеты, известные публике по экранным версиям. И хотя первая постановка – «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели – ассоциируется прежде всего с легендарной одноименной постановкой Георгия Товстоногова, известной и любимой широкой публикой «Ханума» стала после выхода телевизионной версии этого спектакля.
В фонде Георгия Данелии решили взяться за новый вариант этой пьесы, задумав свою «Хануму» как подарок к юбилею народного артиста СССР Георгия Данелии, которому в сентябре исполнилось 85 лет. Создатели спектакля решили, что грузинская пьеса подходит юбиляру по духу. Он не может лично участвовать в создании постановки, но активно смотрит фрагменты репетиций по Интернету, обсуждает художественное решение с женой. Несмотря на то что композитор Гия Канчели, написавший бессмертную музыку к «Хануме», друг Георгия Николаевича, режиссер согласился использовать в спектакле новые мелодии, которые написал молодой петербургский композитор Игорь Заливалов. Режиссером стал петербуржец Николай Дуксин, он же написал слова песен.
Сейчас идут репетиции. Наблюдаю сцену сватовства старого князя к молодой невесте. Забавная песенка престарелого жениха запоминается быстро, дружно исполненная на три голоса – князь (Игорь Лепихин), Сона (Ольга Павлюкова) и сама Ханума (Вера Высочина, актриса Театра Комедии им. Н. П. Акимова). Затем последовал трогательный дуэт влюбленных – чтение французской пьесы завершается признанием в любви. Молодые артисты Ольга Павлюкова (Театр эстрады им. А. Райкина) и Александр Ганелин (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) соединили свои актерские и вокальные способности. Можно сказать, новая «Ханума» – это микс драмы и музыки.
У режиссера замечаний нет. С минуты на минуту должна была прибыть Галина Данелия, которая регулярно приезжает в Петербург на репетиции. Пока ее ждут, удалось пообщаться с заслуженным артистом России Евгением Тиличеевым (Театр музыкальной комедии), который играет Микича. Он рассказал: «Так сложилась судьба, что я в основном воплощаю на сцене образы национальных меньшинств: я сыграл весь Кавказ, жителей Средней Азии... Переиграл народностей двадцать, которые населяли Советский Союз, и считаю себя связующим звеном великого русского народа с соседями, укрепляя чувство дружбы. В «Хануме» играю армянского купца Микича – армянина я еще не играл, эта роль оказалась для меня интересной».
Не стоит думать, что это будет спектакль, наполненный национальным колоритом. Действие происходит в некоем условном южном городе. Впрочем, грузинского здесь явно будет немало. Посмотреть репетицию вместе с Галиной Данелия в Петербург из Москвы приехал художник Евгений Алпатьев, постоянно работающий с Фондом Георгия Данелии (здесь его соавторами стали художники Ольга и Игорь Жердель). Команда вдохновилась живописью Нико Пиросмани. «Это сюжеты Пиросмани, из которых как бы сделали комикс. Представьте, что картину Пиросмани разложили на несколько планов и оттуда вышли люди. А еще мы использовали рисунок самого Георгия Данелии – «автопортретного» льва в качестве герба. Легкая, красивая декорация, не берущая на себя много зрительского внимания и удобная для переезда, – мы хотим показать спектакль зрителям разных городов России», – рассказал Евгений Алпатьев.
И все-таки почему Фонд Георгия Данелии выбрал Петербург для первой постановки. «Петербург – это город Георгия Данелии. Здесь он снимал «Осенний марафон», здесь и я начинала свой творческий путь. И я решила, что таким образом мы вернемся в любимый город, – пояснила Галина Данелия. – Кроме того, я хочу помочь Дому культуры железнодорожников. Это замечательное место незаслуженно забыто, мы хотим способствовать тому, чтобы сюда вновь потянулась театральная публика, как в прежние времена». Премьера спектакля состоится 18 и 19 сентября. Хочется думать, что в историческом здании Лиговского народного дома снова, как когда-то, будет аншлаг. И любимый многими режиссер Георгий Данелия останется доволен таким подарком к юбилею.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5546) от 17.09.2015.
Комментарии