КГИОП представил сборник «Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт‑Петербурга. 1941 – 1957»

Двухтомный сборник приурочен к 80‑летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и начала восстановления дворцово-парковых ансамблей Павловска, Царского Села, Петергофа и Гатчины.

КГИОП представил сборник «Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт‑Петербурга. 1941 – 1957» | ФОТО Claudia Wolff on Unsplash

ФОТО Claudia Wolff on Unsplash

Как рассказали составители сборника и авторы статей — Юлия Бахарева, специалист КГИОП, и Виктор Воронин, ведущий специалист ГМЗ «Павловск», в недавнем прошлом сотрудник КГИОП, — в двухтомник вошли почти 800 документов. Это обмерные чертежи, графическая и фотографическая фиксации памятников, разрушенных в годы Великой Отечественной войны и вражеской оккупации пригородов, выполненные архитекторами и художниками в 1944 – 1947 годах, инвентари зеленых насаждений, проекты реставрации объектов. Большинство документов и изобразительных материалов хранятся в архивном собрании КГИОП и пуб­ликуются впервые.

Издание посвящено 120‑летию со дня рождения Николая Белехова (1904 – 1956), который с 1941-го по 1956 год возглавлял Государственную инспекцию по охране памятников. По сути, опубликованные материалы представляют собой отчет Белехова и его коллег о работах в пригородных дворцово-парковых ансамблях Ленинграда начиная с лета 1941 года, когда принимались меры по консервации зданий, и до 1957 года, когда после реставрации открылись для посетителей парадные залы Павловского дворца, был восстановлен фасад Большого Петергофского дворца и возвращено музейное назначение Большому Екатерининскому дворцу в Царском Селе.

Центральное место среди опуб­ликованных документов занимает переписка Белехова с ленинградскими партийными властями и своим старыми ленинградскими знакомыми (в том числе Алексеем Косыгиным), которые работали в Москве и могли повлиять на принятие решения о восстановлении пригородных дворцов в прежнем качестве музеев, а не домов отдыха.

9 февраля 1944 года, через неделю после освобождения пригородов от оккупантов, Белехов пишет смелое письмо Жданову. В нем он предлагает финансировать консервацию руинированных дворцов как памятников русской национальной культуры, не связывая с восстановлением жилья и коммунального хозяйства в пригородах. Следующие полтора года Белехов ведет сложные переговоры, пытаясь сохранить для дворцов музейную функцию. В сборнике опубликована датированная 29 апреля 1945 года записка Анны Зеленовой, директора Павловского дворца-музея: «Николай Николаевич, только Вы можете спасти Павловск».

Осенью 1945 года Белехов получает из Москвы проект постановления Совнаркома, где говорится о том, что пригородные дворцы в центральных частях станут музеями. Постановление, однако, не было принято. По мнению Белехова, это произошло по финансовым причинам: расходы на реставрацию дворцов в течение пяти лет оценивались примерно в две трети от всех ежегодных капиталовложений на городское хозяйство Ленинграда. Но дело сдвинулось в сторону создания музеев. В том же 1945 году были созданы Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские.

По словам Воронина, именно Белехову и его соратникам принадлежит решающая заслуга в том, что дворцы стали музеями. Что касается вопроса, почему первым стали восстанавливать Павловск, то историк видит в этом решающую роль Зеленовой. Среди директоров пригородных заповедников она была самым активным и квалифицированным специалистом и организатором, стала автором научной методики реставрации, боролась за финансирование. В условиях огромной нехватки рабочей силы получила разрешение использовать военнопленных.

В то же время важно отметить, что восстановление фонтанной системы Петергофа было проведено по инициативе властей. Пуск в 1947 году Большого каскада и воссоздание статуи Самсона имело огромное символическое значение.

Как сообщила Бахарева, сейчас в КГИОП ведется работа над аналогичным сборником по послевоенному Ленинграду. Если книги вызовут интерес у читателей, то возможно продолжение, посвященное 1960 – 1970‑м годам. Как и все другие издания КГИОП, этот сборник не поступит в продажу, он будет распространяться по крупным библиотекам Петербурга.

Читайте также:

История одной книги. Какие раритеты попадают в Государственный литературный музей «ХХ век»

В Музее-усадьбе Гавриила Державина работает выставка «Медный всадник» — все мы находимся в вибрациях его меди»


#сборник #КГИОП #памятники архитектуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7809) от 09.12.2024 под заголовком «Спасителю музеев».


Комментарии