Казино от Стравинского: Игра в карты на Новой сцене Мариинки

У балета «Игра в карты» на музыку Игоря Стравинского счастливая театральная судьба. Впервые поставленный в 1937 году на сцене нью-йоркского «Метрополитен опера» Джорджем Баланчином, он вошел в репертуар многих театров мира. Страстный почитатель карточной игры, композитор сам написал либретто балета, где, по его признанию, сюжетные линии понятны самому неискушенному зрителю.

Казино от Стравинского: Игра в карты на Новой сцене Мариинки | У каждого из персонажей балета свое предназначение и своя судьба. (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2019 г.

У каждого из персонажей балета свое предназначение и своя судьба. (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2019 г.

К музыке балета обращались многие хореографы, среди них англичанин Джон Крэнко и россиянин Алексей Ратманский. Тема казино в разные годы решалась театрами по-разному: порой балет превращался в веселое состязание знатоков карточной игры, иногда обретал трагический оттенок - проигрывались миллионы и рушились судьбы.

Свое прочтение музыки Стравинского предложил хореограф Илья Живой. В спектакле, показанном на Новой сцене Мариинского театра, сохранена музыкальная структура партитуры, однако в новом либретто, написанном Живым, есть лишь отсылки к исходному замыслу Стравинского. Хореограф дал подзаголовок своему сочинению: «Любовный треугольник в трех картинах». Балет не столько об игре в покер, сколько о людях, судьба которых меняется, как в карточной игре, от принятого решения или неверно сделанного хода.

Кордебалет, одетый в униформу ярко-зеленого цвета, напоминает колоду карт, послушно меняющую свои построения по воле невидимого крупье. В колоде свои шестерки, то и дело нарушающие строгий ансамбль и пытающиеся «пройти в дамки». Резкая смена хореографических эпизодов - дуэтов, вариаций, трио - придает напряженность всему действию, заставляя зрителей с интересом следить за ходом стремительно развивающихся событий.

В балете три персонажа: Дама, Король и Джокер. У каждого из них, как и в карточной игре, свое предназначение и свои линии судьбы. Никто из них не претендует на исключительность, хотя каждый не лишен амбиций и гордыни.

В партии Дамы выступает Екатерина Кондаурова, создавая образ женщины, знающей себе цену. Каждая ее вариация - продуманный ход в игре, каждый жест - вызов партнеру. Инструментально безупречный танец Кондауровой делает его пластическим эквивалентом музыки, чутко откликаясь на тональность, ритмику и жанровое разнообразие партитуры.

Король Романа Белякова внутренне страстен, но бури капризного темперамента словно закованы в графически рациональную форму, элегантную, но порой кажущуюся холодноватой.

В образе Джокера в исполнении Владимира Шклярова немало от шекспировского шута, которому дозволено высказать правду в лицо господ, прервать светскую беседу-дуэт неожиданной эскападой. Но Джокер влюблен в Даму и под покровом чудачества скрывает в душе пылкие чувства. В дуэте с Дамой Джокер Шклярова трогательный и нежный кавалер, в сценах в казино - беспечный шутник и едкий насмешник. Партия Джокера насыщена техническими трудностями: блестяще исполняемые танцовщиком прыжки (он как будто зависает в воздухе), динамичные туры, «резвость ног», как говорили в старину, просто не позволяли уследить за каскадом оригинальных балетных комбинаций.

Сценография балета создана Ильей Живым, костюмы - художницей Софией Вартанян. Они оба вдохновились полотнами американского художника Марка Ротко, представителя абстрактного экспрессионизма, создателя живописи цветного поля. Отсюда минимализм в декорационном оформлении и цветовые полотна, возникающие на заднем плане сцены и словно отражающие сиюминутное настроение персонажей. Костюмы героев решены в ярких, насыщенных тонах.

Три спектакля - «Времена года», «Пульчинелла» и «Игра в карты», - созданные Ильей Живым за последние годы, вполне могут быть объединены в единый цикл-спектакль, свидетельствующий о рождении в Мариинском театре одаренного хореографа.

Читайте также о том, что Конкурс имени Глинки определил будущих звезд мировой сцены.

#Мариинский театр #балет #репертуар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6437) от 14.05.2019 под заголовком «Игра в карты на Новой сцене».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...