Казино от Стравинского: Игра в карты на Новой сцене Мариинки

У балета «Игра в карты» на музыку Игоря Стравинского счастливая театральная судьба. Впервые поставленный в 1937 году на сцене нью-йоркского «Метрополитен опера» Джорджем Баланчином, он вошел в репертуар многих театров мира. Страстный почитатель карточной игры, композитор сам написал либретто балета, где, по его признанию, сюжетные линии понятны самому неискушенному зрителю.

Казино от Стравинского: Игра в карты на Новой сцене Мариинки | У каждого из персонажей балета свое предназначение и своя судьба. (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2019 г.

У каждого из персонажей балета свое предназначение и своя судьба. (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2019 г.

К музыке балета обращались многие хореографы, среди них англичанин Джон Крэнко и россиянин Алексей Ратманский. Тема казино в разные годы решалась театрами по-разному: порой балет превращался в веселое состязание знатоков карточной игры, иногда обретал трагический оттенок - проигрывались миллионы и рушились судьбы.

Свое прочтение музыки Стравинского предложил хореограф Илья Живой. В спектакле, показанном на Новой сцене Мариинского театра, сохранена музыкальная структура партитуры, однако в новом либретто, написанном Живым, есть лишь отсылки к исходному замыслу Стравинского. Хореограф дал подзаголовок своему сочинению: «Любовный треугольник в трех картинах». Балет не столько об игре в покер, сколько о людях, судьба которых меняется, как в карточной игре, от принятого решения или неверно сделанного хода.

Кордебалет, одетый в униформу ярко-зеленого цвета, напоминает колоду карт, послушно меняющую свои построения по воле невидимого крупье. В колоде свои шестерки, то и дело нарушающие строгий ансамбль и пытающиеся «пройти в дамки». Резкая смена хореографических эпизодов - дуэтов, вариаций, трио - придает напряженность всему действию, заставляя зрителей с интересом следить за ходом стремительно развивающихся событий.

В балете три персонажа: Дама, Король и Джокер. У каждого из них, как и в карточной игре, свое предназначение и свои линии судьбы. Никто из них не претендует на исключительность, хотя каждый не лишен амбиций и гордыни.

В партии Дамы выступает Екатерина Кондаурова, создавая образ женщины, знающей себе цену. Каждая ее вариация - продуманный ход в игре, каждый жест - вызов партнеру. Инструментально безупречный танец Кондауровой делает его пластическим эквивалентом музыки, чутко откликаясь на тональность, ритмику и жанровое разнообразие партитуры.

Король Романа Белякова внутренне страстен, но бури капризного темперамента словно закованы в графически рациональную форму, элегантную, но порой кажущуюся холодноватой.

В образе Джокера в исполнении Владимира Шклярова немало от шекспировского шута, которому дозволено высказать правду в лицо господ, прервать светскую беседу-дуэт неожиданной эскападой. Но Джокер влюблен в Даму и под покровом чудачества скрывает в душе пылкие чувства. В дуэте с Дамой Джокер Шклярова трогательный и нежный кавалер, в сценах в казино - беспечный шутник и едкий насмешник. Партия Джокера насыщена техническими трудностями: блестяще исполняемые танцовщиком прыжки (он как будто зависает в воздухе), динамичные туры, «резвость ног», как говорили в старину, просто не позволяли уследить за каскадом оригинальных балетных комбинаций.

Сценография балета создана Ильей Живым, костюмы - художницей Софией Вартанян. Они оба вдохновились полотнами американского художника Марка Ротко, представителя абстрактного экспрессионизма, создателя живописи цветного поля. Отсюда минимализм в декорационном оформлении и цветовые полотна, возникающие на заднем плане сцены и словно отражающие сиюминутное настроение персонажей. Костюмы героев решены в ярких, насыщенных тонах.

Три спектакля - «Времена года», «Пульчинелла» и «Игра в карты», - созданные Ильей Живым за последние годы, вполне могут быть объединены в единый цикл-спектакль, свидетельствующий о рождении в Мариинском театре одаренного хореографа.

Читайте также о том, что Конкурс имени Глинки определил будущих звезд мировой сцены.

#Мариинский театр #балет #репертуар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6437) от 14.05.2019 под заголовком «Игра в карты на Новой сцене».


Комментарии