Кай и Герда бегут из детприемника. Чем интересен спектакль «Где нет зимы» в МДТ - Театре Европы

В МДТ - Театре Европы состоялась премьера. Спектакль по мотивам повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» поставила Яна Тумина.

Кай и Герда бегут из детприемника. Чем интересен спектакль «Где нет зимы» в МДТ - Театре Европы | Осиротевшие дети ищут дорогу домой. В ролях брата и сестры — Ярослав Дяченко и Дарья Ленда. ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

Осиротевшие дети ищут дорогу домой. В ролях брата и сестры — Ярослав Дяченко и Дарья Ленда. ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

Театр Льва Додина всегда прислушивается к биению пульса времени. Уже само название должно умилить публику: зимы в этом году нет как раз в нашем городе. Значит, речь пойдет о нас?! Дина Сабитова, ныне живущая в Коста-Рике, едва ли предполагала такой поворот событий. Однако получилось - с какой стороны ни взгляни (даже со стороны вдруг остро взволновавшей государство демографической ситуации) - про нас.

Злободневность спектакля в том, что его герои - сироты. Наверное, этим и привлек театр замысел Яны Туминой (она не только постановщик, но и автор инсценировки вместе с Еленой Покорской). Безотцовщина - тема для МДТ магистральная. Чеховская «Пьеса без названия» известна и под этим титулом. Дом, семья, отцы и дети - болезненные точки, которых не раз касался театр. Об этом и трилогия Федора Абрамова, и романы Достоевского, и драмы Юджина О,Нила...

В новом спектакле герой - мальчик Паша - выходит на сцену прямо из зала. Он один из нас. Один из многих. Брошенный матерью, выросший при бабушке, он в свои 13 лет осознает себя старшим и ответственным за младшую сестру Гуль (Дарья Ленда). Ярослав Дяченко подростком не притворяется, от юного возраста здесь только обостренное чувство одиночества. А тоска в глазах - взрослая. Их с сестрой хотят отдать в разные детские дома, что кажется им катастрофой. Этот момент напомнил другую сцену расставания: из спектакля «Дальше - тишина», где разлучали героев Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Как ни горько было переживать за стариков, но за детей - еще горше. Они абсолютно беззащитны. И могут спастись, только держась друг за друга и за воспоминания, связывающие их с родным домом.

Повествование и в книге, и в спектакле, как сейчас модно, нелинейно. Что составляет известные трудности восприятия. Не всегда понятно, в каком времени живут те или иные герои, да и живы ли они вообще. Мама, бабушка, одноклассники... Кажется, будто они из какого-то послевоенного времени, где люди исчезали, отправляясь не в теплые страны, а на Колыму. Поэтому мотив тоски по краю, где нет зимы, несколько загадочен. Похоже, что даже девочке Гуль нет особой нужды тосковать по папе турецкоподданному (если бы не идея позвонить ему по скайпу, я бы решила, что тут замешан Остап Бендер): она его никогда не видела и больше нуждается в милом старом доме, чем в пальмах и кокосах.

Домовой Аристарх Модестович (Михаил Самочко) готов заменить Паше и Гуль нерадивых родителей. Вместе с ним волнуется и, можно сказать, машет крыльями и сам Дом (спасибо художнику Эмилю Капелюшу). Любимой подругой и надежной собеседницей становится кукла Лялька (Мария Никифорова). Как в сказках Андерсена или Метерлинка, детей окружает и поддерживает мир одушевленных предметов. Режиссер Яна Тумина - кукольник не только по образованию, но и по призванию. Она верит в силу анимации. Здесь, увы, ей не удалось развернуться в полной мере (как, скажем, в «Деревне канатоходцев», «Комнате Герды» или «Гекатомбе»). Но на эти мотивы, присутствующие в повести Дины Сабитовой, она отчетливо опирается. Мысль о том, что «дома и стены помогают», не кажется ей пустым звуком.

Юным Паше и Гуль помогают сны. Зрителям, скажем честно, они не всегда на пользу. В снах мелькают мама, друзья и недоброжелатели. Их видеоабрисы и живые воплощения сменяют друг друга. Бабушка Шура (Наталья Акимова) даже не мелькает, а полноценно участвует как фигура яркая, оригинальная, значимая, уверенно чувствующая себя и в сновидениях, и наяву. Это в ее любимом знойном танго поется о странах, где нет зимы и где сбывается радость счастливых снов. В сюжете не хватает разве что Снежной королевы, но демонический дух ее в событиях явно участвует... Причем Кай и Герда меняются местами: ведущая роль достается мальчику Паше... А снег, который в какой-то момент все же напоминает про «запоздалые зимы угрозы», - тоже скорее из мира сказочного. Но сказка эта - с хорошим концом.

И театр, и окружающая действительность напоминают, что страшна не стихия, а люди, чье равнодушие, черствость и нежелание понять детей и позаботиться о них чреваты печальными последствиями. В спектакле МДТ дети все-таки находят дорогу домой. А в жизни, к сожалению, не всем везет с родителями и добрыми людьми.

#спектакль #театр #МДТ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6614) от 30.01.2020 под заголовком «Кай и Герда бегут из детприемника».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?