Кавалерист-директор
«Его Величество Чиновник» – так необычно назвала выставку, которая открылась в Шереметевском дворце, ее автор Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства.

ФОТО Предоставлено Театральным музеем
Чиновник с большой буквы – Владимир Теляковский, директор Императорских театров с 1901-го по 1917 год. Он открыл миру Шаляпина, Фокина, Павлову, Мейерхольда, помогал международной карьере Дягилева и его «Русских сезонов», добился полного театрального «импортозамещения», начиная от набора русских артистов в труппы и заканчивая приобретением тканей для костюмов и декораций только от отечественных производителей.
Теляковский родился накануне отмены крепостного права и последовавшей за ней демократизации общественной жизни в России, а умер при социализме в один год с Лениным. В биографическом зале выставки жизнь Теляковского наглядно совмещена со «шкалой» исторических событий в России. Контекст всегда важен, это ключ к жизни персонажа. В данном случае он помогает понять, почему Теляковский не мог уволить костюмера, почему прислушивался к газетным рецензиям.
Назначение кавалерийского полковника «на театр» стало громкой сенсацией. На выставке показаны карикатуры – маленький человечек в галифе и сапожищах пялится на театральную тумбу.
Теляковский с первого дня работы понимал трудность своей миссии, об этом свидетельствуют его замечательные дневники, фрагменты которых воспроизведены на выставке.
Ему пришлось иметь дело одновременно с императорским двором, публикой, прессой, актерами, режиссерами, театральным закулисьем. Постоянно бороться с интригами, взятками для получения ролей и для поступления в артисты, а то и с примитивным воровством бюджетных средств, выделенных на изготовление костюмов и декораций.
Теляковский быстро и успешно освоил науку топ-менеджмента. Яркое тому свидетельство – проведение в 1903 году знаменитых костюмированных балов в Зимнем дворце. Десятки платьев и костюмов в русском стиле XVII века были сшиты в мастерских императорских театров. На выставке показаны несколько сохранившихся подлинников из Эрмитажа.
Финальной точкой блестящей карьеры Теляковского стала премьера «Маскарада», она состоялась в Александринском театре 25 февраля 1917 года под аккомпанемент стрельбы восставшего народа.
После Октябрьской революции бывший обер-камергер Теляковский становится начальником сапожной мастерской на Николаевской железной дороге. И мудро пишет в дневнике, что при его характере это смешно, а не грустно.
На небольшой выставке собраны предметы и документы из семи музеев, театров и библиотек Петербурга и Москвы, от Эрмитажа и Александринского театра до Музея Суворова и Музея артиллерии. Достойный пример профессиональной кооперации.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5494) от 07.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии