Катар без фильтра представили в ЦВЗ «Манеж»
В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Современный Катар: искусство и фотография» - самый большой выставочный проект в программе Петербургского культурного форума. Катар - страна-гость форума.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На выставке представлено 350 произведений, созданных 106 авторами, как катарскими, так и иностранными. Последние либо долго живут в Катаре, как россиянка Мария Овсянникова, либо, как российские фотографы Женя Миронов и Данила Ткаченко, которые получили грант от катарских музеев и провели в стране по десять дней, фотографировали то, что им показалось интересным.
Чарльз Хадсон, куратор департамента фотографии музеев Катара, начал свою экскурсию для журналистов с показа российских участников. Миронов запечатлел национальные резные орнаменты, используемые в оформлении фасадов зданий. Постановочное фото Ткаченко «Оазиз» изображает людей в традиционной одежде, идущих по пустыне по направлению к городу из небоскребов. Является ли он оазисом? Постановки Овсянниковой еще более гламурные - мужчина в традиционной катарской одежде знакомится с Красной площадью. Женщина в маске позирует с хищной птицей. Соколиная охота - традиционное развлечение в Катаре.
Значительный раздел выставки посвящен архитектуре. Грек Минас Стратигос делает стильные черно-белые снимки хайтековской архитектуры. Южноафриканец Мишель де Ланж создал серию «Катар без фильтра», где показывает заброшенные здания и заборы, непонятно что охраняющие, да еще с неграмотной надписью No parkin на одном из них. Ему вторит Шайха аль-Хардан: на ее снимках мягкие диваны в покинутом утлом жилище уже покрылись ностальгическим слоем пыли. Халифа аль-Миснад своими снимками призывает беречь морские пляжи и не застраивать их небоскребами в погоне за красивым видом из окна.
Еще один большой раздел выставки - портрет в самой разной его ипостаси. Это гастарбайтеры, работающие на стройках Катара, на снимках немца Торстена Шпилера. Они сделаны на черно-белую пленку и вручную отпечатаны автором. Абир Алькувари - первая женщина, принятая в Фотографическое общество Катара, бросает вызов мусульманским традициям. Она снимает моделей в современных свободных нарядах, которые носят по всему миру. На ту же тему серия фотографий международной команды Хадир Омар (Египет) - Симоне Мусколино (Италия) - Абдулрахман Хассона (Египет). У них женщина носит вместо платка, закрывающего лицо, вычурные металлические украшения. Саид Альмарри сделал серию «Жизнь среди верблюдов» - в современном Катаре это уже исчезающая экзотика.
В небольшом разделе экспериментальной фотографии заметен мексиканский дизайнер Хуан Рамирес, превративший с помощью спецэффектов дольку арбуза в традиционную катарскую лодку для ловли рыбы и поисков жемчуга. Халифа аль-Обайдли с помощью старинной техники цианотипии отпечатал изображение суперсовременного здания национального музея. Оно построено по проекту Жана Нувеля, открытие музея запланировано на 2019 год.
Менее интересна вторая часть проекта - современное искусство 46 художников из 13 стран, работающих в Катаре. Чаще всего это опыты в духе международного поп-арта, дополненные то национальными мотивами, то работами, выполненными на 3D-принтере. Иногда тем и другим одновременно. Наверняка взгляд петербургского зрителя остановится на гипсовой скульптуре Ханы аль-Саади, изображающей танцовщицу в классических пуантах, пачке и в парандже. Название «Хм...» говорит само за себя.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Катар без фильтра».
Комментарии