Каталог коллекций ГМЗ «Павловск» пополнил новый том

В нем музей-заповедник представил собрание облачений и тканой церковной утвари XVIII — начала XX века.

Каталог коллекций ГМЗ «Павловск» пополнил новый том | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В каталоге 117 музейных предметов, в большинстве своем относящихся к православному культу. Это вещи, созданные из сложноузорчатых тканей, обшитые золотыми и серебряными позументами, украшенные вышивкой ручной работы.

Убранство из церкви Павловского дворца, о котором есть записи в архиве, не сохранилось. В фондах музея находятся церковные предметы из закрытых после революции храмов Петербурга и пригородов.

Собрание увеличилось в послереволюционные годы, когда в музей передали утварь из храмов Павловска и Царского Села, прекративших свою деятельность. В 1929 году многие церковные предметы ­вместе с другими экспонатами Павловска были изъяты для реализации на антик­варном рынке. Из фондов ушло более двухсот облачений и церковных тканей. По инвентаризации 1940 года, в собрании музея числилось 227 предметов богослужебного назначения, в эвакуацию вывезли всего три из них: стихарь, облачение и покров на аналой из церкви Святой Марии Магдалины. Они сохранились до наших дней. Все оставленные во дворце вещи во время оккупации Павловска были утрачены.

Современное собрание сформировалось после 1956 года в результате присоединения к Павловску Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда. Многие предметы поступили в Центральное хранилище, а потом в Павловск из Исаакиевского собора, когда он уже стал музеем-памятником. На некоторых есть надписи с наименованиями храмов, из которых они ранее попали в собор, а именно: из Андреевского собора на Васильевском острове, из Троицкого Измайловского собора и утраченной Знаменской церкви на Невском проспекте.

Коллекция Павловского дворца демонстрирует изменения священнических одежд в XVIII — начале ХХ века. В XVIII столетии для их пошива закупали парчу, штоф, камку, бархат с такими же узорами, как для светской одежды. Существовала традиция: знатные дамы передавали свои придворные платья храмам и монастырям, где из них шили облачения на престол, покровы, священнические ризы. Декор священнических одежд в конце XVIII — первой трети XIX века стал более простым и строгим. В XIX веке отечественные мануфактуры начали выпускать ткани, специально предназначенные для церковного обихода.


#Петергоф #книги #музей-заповедник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7399) от 19.04.2023 под заголовком «История церковных облачений».


Комментарии