Картины Китайского дворца в Ораниенбауме возвращаются из реставрации
Вряд ли в этом сезоне малые дворцы ГМЗ «Петергоф» откроются для посетителей. Но это не значит, что в них замерла музейная жизнь. Продолжаются реставрационные работы в знаменитом Китайском дворце Ораниенбаума. На днях в его Штукатурный покой возвратились картины, которые больше десяти лет находились в запасниках. Завершена комплексная реставрация не только живописных полотен, но и самого исторического интерьера.
ФОТО предоставлены пресс-службой ГМЗ «Петергоф»
Для Китайского дворца Екатерина выбрала место на берегу пруда. Часто бывала здесь, привозила гостей, но постоянно не жила. Здание строилось не «на века», не отапливалось, его разрушали грунтовые воды. В записках современников сказано, что в некоторых помещениях в период таяния снега вода стояла на полу. Дворец ремонтировали и в царское, и советское время.
Вряд ли и Ринальди предполагал, что «маленький домик», построенный им для императрицы в 1750 - 1768 годах, так долго простоит в нашем климате. Ценность представляет его внутреннее убранство - наборные полы, созданные по рисункам архитектора, коллекция плафонов, написанных живописцами Венецианской академии художеств, лепное убранство залов, выполненное Альберто Джанни из модного в эпоху рококо искусственного мрамора.
Внутренние работы во дворце идут с 2009 года. Проект сложный, дорогой, осуществляется в несколько этапов. Первыми для публики открылись Большая Антикамера, Голубая гостиная, зал Муз и знаменитый Стеклярусный кабинет. Затем реставраторы вошли в так называемую половину Павла - Штофную опочивальню, Будуар и кабинет императора. Затем в маршрут посетителей дворца влились Розовая гостиная и Гардеробная.
Наконец настала пора вернуть первоначальный облик интерьерам, созданным Ринальди, и в западной половине дворца, где располагаются комнаты Екатерины II. К ним относится и Штукатурный покой.
В XVIII веке он предназначался для отдыха и светских бесед, о чем свидетельствуют галантные сцены с участием мифологических и литературных героев, украшающие стены и потолок зала.
Еще год назад о его былом великолепии напоминал только живописный плафон на потолке. Помещение стояло пустым с голыми стенами, без мебели, реставраторы разбирали паркет. Трудно было поверить, что спустя несколько месяцев зал будет выглядеть иначе.
Сегодня из реставрационных мастерских в родные стены вернулись два настенных панно и два десюдепорта (панно над дверью), написанные итальянскими художниками Пьетро Антонио Ротари и Стефано Торелли. Специалисты укрепили красочный слой, удалили поздние тонировки, изменившие колорит авторской живописи, сделали тоньше и выровняли потемневший лак на полотнах.
В процессе реставрации были сделаны интересные находки, говорящие о состоянии авторского слоя полотен. На картине Пьетро Ротари «Венера и Адонис» обнаружены следы термического ожога, которые привели к значительным повреждениям живописи. В советское время их усиленно тонировали, и только теперь после реставрации можно наблюдать оригинальный вариант живописи.
И картина Стефано Торелли «Селена и Эндимион» была повреждена: толстый слой тонировок, позднейших записей не позволял в полной мере насладиться изысканным произведением, считающимся одним из лучших у этого мастера. Благодаря мастерству реставраторов сегодня полотно, полное света и воздуха, предстало таким, каким оно было написано в XVIII веке.
Возвращенные из реставрации десюдепорты «Венера» и «Тоскующий Марс» также принадлежат кисти Торелли. Над живописным плафоном Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце» реставраторы работали в залах дворца. Последнее панно из исторического живописного убранства зала - картина итальянского художника Чиньяролли ожидает завершения реставрации.
Специалисты сохранили и вернули первоначальный колорит исторической отделке самого интерьера Штукатурного покоя. Эту отделку в сложнейшей технике намазной лепки, поразительную по тонкости рисунка и исполнения, создал Альберто Джанни, сподвижник Антонио Ринальди.
Помимо убранства стен и потолка реставраторы тщательно и поэтапно восстановили паркет, выполненный по рисунку Ринальди. Каждая дощечка из красного и розового дерева, палисандра, пальмы, березы, яблони снималась, укреплялась и устанавливалась на свое место.
Прошло реставрацию и мебельное убранство Штукатурного покоя. Готовы к возвращению в интерьер резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов, а также французское бюро наборного дерева того же времени, которое исторически находилось именно в этом зале Китайского дворца.
К сожалению, в условиях пандемии ГМЗ «Петергоф» не может открыть для посетителей двери обновленного Штукатурного покоя, но увидеть его во всем блеске можно на сайте музея.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6699) от 15.06.2020 под заголовком ««Тоскующий Марс» вернулся домой».
Комментарии