Карнавал в «спальном» районе

Завершился шестой летний сезон проекта «Культура рядом». Как искусству выйти за границы привычных концертных и выставочных залов, расположенных в центре города? Могут ли такие программы стать заметным фактом городской жизни и в итоге сделать людей чуть добрее? Об этом размышляет Игорь ТАРАСОВ, режиссер и продюсер проекта «Культура рядом».

Карнавал в «спальном» районе  | Постоянную аудиторию концертов под открытым небом не пугают ни дождь, ни жара.<br>ФОТО blurAZ/shutterstock.com

Постоянную аудиторию концертов под открытым небом не пугают ни дождь, ни жара.
ФОТО blurAZ/shutterstock.com

– Вы в проекте с самого начала?

– Мы его придумали с Владимиром Тюльпановым, солистом Мариинского театра. Первая серия концертов во Фрунзенском районе называлась «Купчинская среда». По средам исполняли классическую музыку в «спальном» районе. Проект продолжается в Яблоневом саду по сей день.

Постепенно расширили свою деятельность на 14 городских районов. Например, в Петродворце выступаем в Парке 300-летия Петергофа.

Классическая музыка заставляет людей останавливаться и слушать. Меня, классического музыканта, выросшего в замкнутой музыкальной среде, это всегда удивляет.

– Сразу вопрос, где вы берете деньги, ведь все концерты бесплатны для публики?

– Средства дает комитет по культуре. Его руководители меняются, но все нас поддерживают, за что им большое спасибо. Что касается исполнителей, то мы с Владимиром используем свои дружеские контакты. Со всеми можно договориться. Для москвичей используем простой аргумент: приезжайте в Петербург, погуляете в белую ночь. И споете за небольшие деньги. Но случайных артистов у нас не бывает, прослушивание для всех обязательно.

– В чем миссия проекта «Культура рядом»?

– Сложный большой сюжет. Попробую ответить двумя историями. Я вырос, учился, служил в армии в Советском Союзе. В нем искусство заменяло религию – послушав концерт, надо было испытать потрясение. В детстве мама водила меня на концерты в Большой зал Московской консерватории, а потом строго спрашивала: «Ну, что ты почувствовал?». Что мог почувствовать мальчишка? Да ничего. Но я благодарен маме за эти концерты, они помогли мне в жизни. Убежден, что наши выступления что-то меняют в людях, уводят человека из обычного мира в мир «над».

Еще одна история. Мы организовали благотворительный концерт в детской колонии в городе Ардатов Нижегородской области. Обратно ехали с местным батюшкой, и я спросил его, что он думает о нашей работе. Ответ был такой: «Вы раскрываете души, туда нам проще заронить семя добра».

В этом сезоне мы дали 31 концерт, их посетили 15 тысяч человек. Наверное, мы делам полезное дело.

– Вы – москвич?

– Прошел в столице все музыкальные университеты – скрипка, альт, вокал, стал оперным певцом, много работал в Большом театре.

– А как занялись продюсированием, да еще в Петербурге?

– В Москве меня воспринимают как певца. С годами захотелось самому что-то организовать, это произошло в Петербурге.

– Принято считать, что публика в столицах совершенно разная, в Петербурге более сдержанная, чем в Москве.

– Это не так, очередной штамп, даже погода в двух городах похожа.

– Что людям нравится слушать на открытых концертах?

– Проверил на звуковиках, простых ребятах, которые нам помогают. Как-то мы исполняли последовательно пять программ – Вивальди, Моцарт, Штраус, джаз, эстрада. На последних двух концертах ко мне подходит парень-звуковик и говорит: «Что-то плохая сегодня музыка, в те разы была получше. Зачем он там выпендривается со своей электронной скрипкой, мне не нравится...»

Если серьезно, то публика очень благодарная. В Колпине был трогательный проект, посвященный началу войны. Он завершался исполнением песни «Синий платочек». После концерта одна старушка оставила запись в книге отзывов: спасибо за воспоминания, много лет назад на этой же открытой сцене я слушала «Платочек» в исполнении Клавдии Шульженко.

К сожалению, не во всех районах удается проводить концерты каждое воскресенье. Постоянным местом стал Румянцевский сад, мы уже знаем свою публику. Одной из самых интересных, на мой взгляд, программ стала «Сальери и Моцарт». Часто ли можно услышать музыку Сальери в концертных залах?

– Но Васильевский остров не «спальный» район.

– Согласен, но и не площадь Искусств с Филармонией, музеями и театрами. «Культура рядом» – это именно рядом, в минутах ходьбы от дома.

– Как вы видите развитие проекта?

– Будем продолжать работать в отдаленных от центра районах – Курортный, Кронштадт, Петродворец, Приморский, Купчино. Мы начинали с коротких концертов, с небольшим количеством артистов, но проводили их часто. В 2014 году показывали на разных площадках программу к 200-летию Лермонтова с чтением стихов поэта.

Хочется создавать синтетические проекты, двигаться в сторону уличного театра, костюмов, может быть, карнавала. Несмотря на то что мы вышли из классической музыкальной среды.

– Художников не будете привлекать?

– Без них синтетическое действие невозможно.

– В супермаркете или на вокзале не хотите сыграть свой будущий спектакль?

– Это был бы флешмоб. Его цель – удивить и взбодрить, наша миссия иная.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (5536) от 03.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.