Карнавал в «спальном» районе

Завершился шестой летний сезон проекта «Культура рядом». Как искусству выйти за границы привычных концертных и выставочных залов, расположенных в центре города? Могут ли такие программы стать заметным фактом городской жизни и в итоге сделать людей чуть добрее? Об этом размышляет Игорь ТАРАСОВ, режиссер и продюсер проекта «Культура рядом».

Карнавал в «спальном» районе  | Постоянную аудиторию концертов под открытым небом не пугают ни дождь, ни жара.<br>ФОТО blurAZ/shutterstock.com

Постоянную аудиторию концертов под открытым небом не пугают ни дождь, ни жара.
ФОТО blurAZ/shutterstock.com

– Вы в проекте с самого начала?

– Мы его придумали с Владимиром Тюльпановым, солистом Мариинского театра. Первая серия концертов во Фрунзенском районе называлась «Купчинская среда». По средам исполняли классическую музыку в «спальном» районе. Проект продолжается в Яблоневом саду по сей день.

Постепенно расширили свою деятельность на 14 городских районов. Например, в Петродворце выступаем в Парке 300-летия Петергофа.

Классическая музыка заставляет людей останавливаться и слушать. Меня, классического музыканта, выросшего в замкнутой музыкальной среде, это всегда удивляет.

– Сразу вопрос, где вы берете деньги, ведь все концерты бесплатны для публики?

– Средства дает комитет по культуре. Его руководители меняются, но все нас поддерживают, за что им большое спасибо. Что касается исполнителей, то мы с Владимиром используем свои дружеские контакты. Со всеми можно договориться. Для москвичей используем простой аргумент: приезжайте в Петербург, погуляете в белую ночь. И споете за небольшие деньги. Но случайных артистов у нас не бывает, прослушивание для всех обязательно.

– В чем миссия проекта «Культура рядом»?

– Сложный большой сюжет. Попробую ответить двумя историями. Я вырос, учился, служил в армии в Советском Союзе. В нем искусство заменяло религию – послушав концерт, надо было испытать потрясение. В детстве мама водила меня на концерты в Большой зал Московской консерватории, а потом строго спрашивала: «Ну, что ты почувствовал?». Что мог почувствовать мальчишка? Да ничего. Но я благодарен маме за эти концерты, они помогли мне в жизни. Убежден, что наши выступления что-то меняют в людях, уводят человека из обычного мира в мир «над».

Еще одна история. Мы организовали благотворительный концерт в детской колонии в городе Ардатов Нижегородской области. Обратно ехали с местным батюшкой, и я спросил его, что он думает о нашей работе. Ответ был такой: «Вы раскрываете души, туда нам проще заронить семя добра».

В этом сезоне мы дали 31 концерт, их посетили 15 тысяч человек. Наверное, мы делам полезное дело.

– Вы – москвич?

– Прошел в столице все музыкальные университеты – скрипка, альт, вокал, стал оперным певцом, много работал в Большом театре.

– А как занялись продюсированием, да еще в Петербурге?

– В Москве меня воспринимают как певца. С годами захотелось самому что-то организовать, это произошло в Петербурге.

– Принято считать, что публика в столицах совершенно разная, в Петербурге более сдержанная, чем в Москве.

– Это не так, очередной штамп, даже погода в двух городах похожа.

– Что людям нравится слушать на открытых концертах?

– Проверил на звуковиках, простых ребятах, которые нам помогают. Как-то мы исполняли последовательно пять программ – Вивальди, Моцарт, Штраус, джаз, эстрада. На последних двух концертах ко мне подходит парень-звуковик и говорит: «Что-то плохая сегодня музыка, в те разы была получше. Зачем он там выпендривается со своей электронной скрипкой, мне не нравится...»

Если серьезно, то публика очень благодарная. В Колпине был трогательный проект, посвященный началу войны. Он завершался исполнением песни «Синий платочек». После концерта одна старушка оставила запись в книге отзывов: спасибо за воспоминания, много лет назад на этой же открытой сцене я слушала «Платочек» в исполнении Клавдии Шульженко.

К сожалению, не во всех районах удается проводить концерты каждое воскресенье. Постоянным местом стал Румянцевский сад, мы уже знаем свою публику. Одной из самых интересных, на мой взгляд, программ стала «Сальери и Моцарт». Часто ли можно услышать музыку Сальери в концертных залах?

– Но Васильевский остров не «спальный» район.

– Согласен, но и не площадь Искусств с Филармонией, музеями и театрами. «Культура рядом» – это именно рядом, в минутах ходьбы от дома.

– Как вы видите развитие проекта?

– Будем продолжать работать в отдаленных от центра районах – Курортный, Кронштадт, Петродворец, Приморский, Купчино. Мы начинали с коротких концертов, с небольшим количеством артистов, но проводили их часто. В 2014 году показывали на разных площадках программу к 200-летию Лермонтова с чтением стихов поэта.

Хочется создавать синтетические проекты, двигаться в сторону уличного театра, костюмов, может быть, карнавала. Несмотря на то что мы вышли из классической музыкальной среды.

– Художников не будете привлекать?

– Без них синтетическое действие невозможно.

– В супермаркете или на вокзале не хотите сыграть свой будущий спектакль?

– Это был бы флешмоб. Его цель – удивить и взбодрить, наша миссия иная.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (5536) от 03.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?