Карнавал для Алисы

Карнавалом на Новой сцене Александринского театра завершился фестиваль «Ленинград Алисы Порет», посвященный творчеству художницы и культуре ее времени.

Карнавал для Алисы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Алиса Порет (1902 - 1984) была свидетельницей трагической и непредсказуемой эпохи в истории России, но в ее произведениях - а это в основном книжные иллюстрации, портреты друзей, жанровые сценки - сквозят беспечность и упоение жизнью. Выставка Алисы Порет, ученицы Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова, была показана в Итальянском зале Научно-исследовательского музея Академии художеств и познакомила петербуржцев не только с творчеством, но с личностью Алисы Порет, незаслуженно пребывающей в тени более знаменитых современников.

Она оставила после себя много записей, фотографий, дневников и архивных материалов. Большое место на выставке было отведено эскизам к театральным постановкам и разного рода играм, которые придумывали представители богемы Ленинграда 1920 - 1930-х годов. В рамках фестиваля была предусмотрена образовательная программа: лекцию о модниках тех лет провела художница и историк моды Софья Азархи, художник Михаил Карасик рассказал о Данииле Хармсе, а выступление сотрудницы Ярославского художественного музея Марины Полывянной называлось «Игры и метаморфозы». Два часа зрители разгадывали загадки и головоломки, придуманные затейницей Алисой Порет и ее окружением, читали ее описания разыгрываемых сценок и театрализованных вечеров - иначе говоря, карнавалов.

Повторить подобный карнавал и предложили гостям Александринского театра. Для наглядности на экранах демонстрировались фотографии, сделанные Алисой Порет и Татьяной Глебовой на рубеже 1920 - 1930-х годов. На этих снимках известные деятели авангардного искусства изображают героев немого кино, драматических пьес и полотен старых мастеров. В фойе Новой сцены был воссоздан соответствующий антураж, оборудованы костюмерная и гримерка. На столе расставили натюрморт с фруктами и хрустальными бокалами.

Ответственной за карнавал была художница Надежда Васильева, которая обладает особым даром достоверно воссоздавать эпоху в кино.

Каждый желающий мог выбрать себе наряд, позволить гримеру сделать ярче черты лица - по моде первой половины XX века, сесть в кресло, принять манерную позу и позировать фотографу, снимавшему происходящее ретрофотоаппаратом. Переодетые дамами и кавалерами Серебряного века, восточными визирями и чеховскими героинями студенты РГИСИ прохаживались по залу и предлагали зрителям присоединиться к действу.

Желающих было много! Женщины разных возрастов со страстью героинь сериала «Секс в большом городе» выбирали себе платья по вкусу. И, подобрав нужный размер, облачались по моде эпохи модерн в шелка, парчу и кружева. Одна прелестница вытащила лисью шубку, другая - бархатную шляпку. Некоторые мужчины примеряли кафтаны, но как-то робко, далеко не с таким рвением, как их спутницы.

А вот юным зрителям пришлось наблюдать за мамами со стороны. Однако они не скучали - бегали друг за другом и танцевали под маленький духовой оркестр. Среди пришедших были замечены музыканты, кинорежиссеры и художники, а также актеры Александринского театра. В десять вечера карнавал завершился. Уходя, я бросила прощальный взгляд на экран, там светился портрет Всеволода Мейерхольда, сто лет назад тоже устроившего здесь маскарад, ставший прощальным для всех этих господ и дам в шелках и бархате.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5861) от 28.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?