Карнавал для Алисы

Карнавалом на Новой сцене Александринского театра завершился фестиваль «Ленинград Алисы Порет», посвященный творчеству художницы и культуре ее времени.

Карнавал для Алисы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Алиса Порет (1902 - 1984) была свидетельницей трагической и непредсказуемой эпохи в истории России, но в ее произведениях - а это в основном книжные иллюстрации, портреты друзей, жанровые сценки - сквозят беспечность и упоение жизнью. Выставка Алисы Порет, ученицы Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова, была показана в Итальянском зале Научно-исследовательского музея Академии художеств и познакомила петербуржцев не только с творчеством, но с личностью Алисы Порет, незаслуженно пребывающей в тени более знаменитых современников.

Она оставила после себя много записей, фотографий, дневников и архивных материалов. Большое место на выставке было отведено эскизам к театральным постановкам и разного рода играм, которые придумывали представители богемы Ленинграда 1920 - 1930-х годов. В рамках фестиваля была предусмотрена образовательная программа: лекцию о модниках тех лет провела художница и историк моды Софья Азархи, художник Михаил Карасик рассказал о Данииле Хармсе, а выступление сотрудницы Ярославского художественного музея Марины Полывянной называлось «Игры и метаморфозы». Два часа зрители разгадывали загадки и головоломки, придуманные затейницей Алисой Порет и ее окружением, читали ее описания разыгрываемых сценок и театрализованных вечеров - иначе говоря, карнавалов.

Повторить подобный карнавал и предложили гостям Александринского театра. Для наглядности на экранах демонстрировались фотографии, сделанные Алисой Порет и Татьяной Глебовой на рубеже 1920 - 1930-х годов. На этих снимках известные деятели авангардного искусства изображают героев немого кино, драматических пьес и полотен старых мастеров. В фойе Новой сцены был воссоздан соответствующий антураж, оборудованы костюмерная и гримерка. На столе расставили натюрморт с фруктами и хрустальными бокалами.

Ответственной за карнавал была художница Надежда Васильева, которая обладает особым даром достоверно воссоздавать эпоху в кино.

Каждый желающий мог выбрать себе наряд, позволить гримеру сделать ярче черты лица - по моде первой половины XX века, сесть в кресло, принять манерную позу и позировать фотографу, снимавшему происходящее ретрофотоаппаратом. Переодетые дамами и кавалерами Серебряного века, восточными визирями и чеховскими героинями студенты РГИСИ прохаживались по залу и предлагали зрителям присоединиться к действу.

Желающих было много! Женщины разных возрастов со страстью героинь сериала «Секс в большом городе» выбирали себе платья по вкусу. И, подобрав нужный размер, облачались по моде эпохи модерн в шелка, парчу и кружева. Одна прелестница вытащила лисью шубку, другая - бархатную шляпку. Некоторые мужчины примеряли кафтаны, но как-то робко, далеко не с таким рвением, как их спутницы.

А вот юным зрителям пришлось наблюдать за мамами со стороны. Однако они не скучали - бегали друг за другом и танцевали под маленький духовой оркестр. Среди пришедших были замечены музыканты, кинорежиссеры и художники, а также актеры Александринского театра. В десять вечера карнавал завершился. Уходя, я бросила прощальный взгляд на экран, там светился портрет Всеволода Мейерхольда, сто лет назад тоже устроившего здесь маскарад, ставший прощальным для всех этих господ и дам в шелках и бархате.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5861) от 28.12.2016.


Комментарии