«Карету мне, карету…» В Театральной библиотеке открыта выставка «…знакомые все лица!»

Выставка (12+) приурочена к 200‑летию комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» .

«Карету мне, карету…» В Театральной библиотеке открыта выставка «…знакомые все лица!» | ФОТО предоставлено пресс-службой Театральной библиотеки

ФОТО предоставлено пресс-службой Театральной библиотеки

«Горе» — такая же энциклопедия русской жизни, как пушкинский «Евгений Онегин». Только в грибоедовской «высокой комедии» больше остроумия, сатиры и горечи. Комедия по‑прежнему актуальна. Персонажи, выведенные Грибоедовым, живут среди нас. Офисный планктон Молчалин, живущий в бесконечном дне сурка: «День за днем, нынче, как вчера». Тупой солдафон Скалозуб, который метит в генералы. Чиновник Фамусов, ведь это ему принадлежат слова: «Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь», «Ученость — вот чума…». А Чацких — интеллектуалов и романтических идеалистов — немного во все времена.

Редчайший экспонат на выставке — альманах «Русская Талия» (Талия, если что, муза комедии). Фаддей Булгарин первым опуб­ликовал в альманахе фрагменты пьесы Грибоедова «Горе от ума». Альманах был издан в конце 1824 года. Это первая и единственная публикация пьесы, которая вышла при жизни Грибоедова. Первое полное издание увидело свет только в 1862 году, и мы видим его на выставке. Также здесь есть издание 1912 года — это так называемая жандровская рукопись, список комедии с пометками самого Грибоедова, сохраненный его другом Александром Жандром.

Хотя текст долгие годы был запрещен к печати, в России его знали наизусть. Пьеса ходила в списках. Своего рода первый самиздат. Так, Пушкин читал «Горе от ума» в списке, который друг привез ему в ссылку в Михайловское.

Запрещена была пьеса и к постановке на сцене. Лишь 7 февраля 1831 года в Александринском театре впервые была представлена полная постановка «Горя от ума». Роль Чацкого в этом спектакле исполнил Василий Каратыгин. До 1917 года в Александринском театре состоялось еще десять постановок пьесы. Для театров других городов, кроме Москвы и Петербурга, пьеса была запрещена до 1863 года.

В 1906 году «Горе от ума» поставили Станиславский и Немирович-Данченко в Московском художественном театре. Чацкого играл Василий Качалов. В 1928 году комедию Грибоедова под первоначальным грибоедовским названием «Горе уму» поставил в театре своего имени — ГосТИМе — Мейерхольд. В роли Чацкого — Эраст Гарин, Софью сыграла Зинаида Райх.

Одна из самых знаменитых постановок советского времени — «Горе от ума» Георгия Товстоногова на сцене БДТ. Премьера состоялась 20 октября 1962 года. Музей БДТ предоставил для выставки фотографии, сделанные во время спектакля. Зарисовки, выполненные актером и художником Анатолием Гаричевым, происходят из эскизного собрания Театральной библиотеки.

Чацкого играл Сергей Юрский. Ему не было и тридцати. Спектакль воспринимался как новаторский и даже дерзкий. В самом деле, Чацкий казался современником, интеллигентом-шестидесятником, едва ли не диссидентом. Он появлялся на сцене стремительно, бежал на встречу с Софьей, на бегу сбрасывая плащ, цилиндр, перчатки… Иногда он напрямую обращался к зрительному залу. А в финале, читая знаменитый монолог, падал в обморок.

О новом прочтении комедии, необычной трактовке образа Чацкого писали многие журналисты и критики тех лет. Не все приняли товстоноговскую трактовку. В газете «Советская культура» было опубликовано письмо некоего К. Петрова «Почему я не узнал Чацкого». «Да мог ли настоящий Чацкий падать, как истеричная институтка, в обморок? А именно такую сцену мы видим в финале спектакля. Неужели этот хилый, нервный, впечатлительный и слабый человек — Чацкий?» — вопрошал он.

А вот у Эраста Гарина было другое мнение. Посмотрев спектакль, он зашел в гримерку к Юрскому. «Хвалить не буду. Но мне понравилось, — сказал он своим характерным, немного квакающим голосом, — вспоминал Юрский. — Интересно, черт вас возьми. Качалов играл в Чацком Грибоедова, мне Мейерхольд сказал, что в Чацком надо играть Кюхлю, и я сыграл Кюхлю. У вас, по‑моему, еще не все получается, но я понял, что вы хотите: вы Пушкина играете в Чацком»

Когда сегодня смотришь видео­запись финальной сцены и видишь, как Юрский во время знаменитого монолога вдруг ­навзничь падает на сцену, думаешь, что можно ­уехать в карете из Москвы, но нельзя уехать от судьбы. Настигнет, и тогда привезут обратно на телеге… «Кого везете?»«Грибоеда».

Посетить выставку можно до 26 октября. Вход свободный.

Читайте также:

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Лирическое рисование Давида Боровского»

Эхо забытой войны. Проект «Ратная палата: 10 лет историй о Первой мировой» продолжается


#выставка #театральная библиотека #Горе от ума

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7752) от 19.09.2024 под заголовком ««Карету мне, карету…»».


Комментарии