Канны-2017: с раблезианским размахом

Фестиваль в Каннах празднует в этом году свое семидесятилетие. Прибрежный городок, подбоченившись, приобрел привычный для праздника лоск. В витринах кафе и магазинов красуется босоногая Клаудия Кардинале - причем вокруг фотографии для официального фестивального плаката развернули комический скандал: компьютерные дизайнеры сделали кинобогиню 1950-х более стройной, чем она была на самом деле. Уж не рестораторы ли волнуются, что участники фестиваля застесняются своих аппетитов и не съедят все, для них заготовленное? Съедят, выпьют, посмотрят все фильмы. И попросят добавки - особенно на предмет фильмов.

Канны-2017: с раблезианским размахом |

Каннский фестиваль в смысле программ всегда настроен на раблезианский манер: много, «наваристо», красочно, а в юбилейном году просто расстарался. Кстати, Клаудия Кардинале сделала специальное заявление по поводу нападок на постер: «...Ну разве образ бывает реалистичен?! Разве не очевидно, что тут явлена мечта и благословенная нашим сердцам левитация!..». И эта реплика тоже вполне соответствует грядущим фестивальным впечатлениям.

Жюри основного конкурса возглавляет Педро Альмодовар - он и радикальный мыслитель, и мастер буффонады, и сюрреалист, и трагик. Помимо прочих членов жюри в его компании еще три крупных режиссера - итальянец Паоло Соррентино, Пак Чан-вук (Южная Корея), Марин Аде (Германия). Жюри второй по значимости программы «Особый взгляд» возглавляет Ума Турман. Знаменитый румынский постановщик Кристиан Мингуи - глава жюри короткометражной программы.

В конкурсе - звезды режиссуры, мерцающие на небосклоне кино давно и стабильно, а также культовые имена из сравнительно юных авторов. Майкл Ханеке - фильм «Хеппи-энд». Съемки проходили на севере Франции в стихийно возникшем лагере беженцев, который известен под названием «Джунгли». Ханеке дважды получал «Золотую пальмовую ветвь» («Скрытое», «Белая лента»), а трижды - еще никто. Мишель Хазанавичюс, прославившийся своим волшебным черно-белым «Артистом», а потом освистанный здесь же в Каннах за сомнительный мелодраматический боевик на тему чеченской войны, снова настроен всех удивить. На этот раз - фрагментом биографии Жан-Люка Годара, иконы киноискусства, трансформатора киноязыка и революционера. Фильм базируется на книге одной из жен и актрис Годара - Анны Вяземски.

Сам-то Годар будет постарше фестиваля - как раз на возраст совершеннолетия: ему восемьдесят шесть. Действие фильма происходит в 1967 году и кружит вокруг съемок фильма «Китаянка», программного революционного полотна, в котором студенты изучают труды Мао и настроены на антибуржуазное изменение мира. В основе сценария лежит вольное прочтение «Бесов» Достоевского. Как большой режиссер - и, в сущности, гений - сам Годар больше, чем его политические воззрения и амбиции. Блеф и хладнокровное интеллектуальное шутовство как раз является его политическим инструментарием - чем оно и дорого многим поколениям «независимых» всех мастей. Фильм обещает быть своего рода духовным триллером. И крайне любопытным парафразом к современной политической ситуации в Европе.

Далее мы видим в конкурсе Франсуа Озона с «Двойным любовником» - думается, традиционно витиевато-провокативным опусом. Тут и Йоргос Лантимос - лидер «новой греческой волны» с сюрреалистической, при этом очень трезвой фантазией: картина «Убийство священного оленя». И на этот раз у него играют такие звезды, как Колин Фаррел и Николь Кидман. Лауреатка «Гран-при» Наоми Кавасе с «Сиянием». Да, собственно, и Андрей Звягинцев - каннский и венецианский любимец - с картиной «Нелюбовь». Также в конкурсе фильм Сергея Лозницы «Кроткая» - про него пока известно, что это вольная экранизация одноименной повести все того же Достоевского. А в программе «Особый взгляд» работа еще одного российского режиссера Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова - «Теснота». В этом же разделе фестиваля лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте с фильмом «Мастерская».

И над всем этим многожанровым буйством высится «колосс» первых двух серий нового сезона «Твин Пикса» - культового телевизионного эпоса Дэвида Линча, открывшего четверть века назад дорогу мрачным сюрреалистическим репортажам о жизни американской глубинки. Некогда дух Лоры Палмер (жертвы мистических ужасов в городке Твин Пикс) сказал нам, что вернется через двадцать пять лет, - и не обманул. Дэвид Линч не один год накручивал разнообразные слухи о невозможности продолжить проект. Теперь он и его съемочная группа - самые ожидаемые гости красной дорожки.

Открывает сегодня фестиваль французский фильм «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена, мастера семейных фантасмагорий. В главных ролях - Марион Котийяр и Шарлотта Гейнсбур.

Много внушительных по размаху историй и в параллельных программах - например, картина «Напалм» Клода Ланцмана, которому исполнился девяносто один год. Более тридцати лет назад он снял девятичасовую документальную ленту «Шоа» о нацистских лагерях смерти, ставшую феноменальным общественным событием. Семидесятилетие фестиваля будет отмечено программой «Классика в Каннах» - шестнадцать фильмов, внесших вклад в историю киноискусства и отмеченных здесь высшими наградами.

#Канны #кино #фестиваль

Комментарии