Каннские метаморфозы

Кинофестиваль встречает свое 70-летие с трезвым отношением к текущему моменту киноиндустрии. Кино по-прежнему ярмарка развлечений, пространство ловких манипуляций с массовым вкусом и иногда - баррикады в борьбе за свободу: всех от всего. Но открытие этого каннского сезона и главный тезис для размышлений состоят в следующем: традиционные киножанры с невероятной скоростью мутируют.

Каннские метаморфозы | ФОТО Visual Press Agency ZUMA/ТАСС

ФОТО Visual Press Agency ZUMA/ТАСС

И конкурс, как никогда, открыт всем этим метаморфозам. Вот, например, парафраз спилберговскому «Инопланетянину» - «Ойча» Бонг Юн Хо (Южная Корея) - фантастическая история о генномодифицированной гигантской свинье и девочке, которая о ней с детства заботилась. Но теперь приключения чудо-хрюшки - конечно, с невероятными техническими эффектами - оказываются истинной драмой с бескомпромиссными концлагерными образами колбасной фабрики и детальным разъяснением, как функционируют революционные группировки (в борьбе со злыми корпорациями). А рядом политический триллер «Спутник Юпитера» Корнела Мунтрузко с фантастическим главным героем: он беженец и он летает - в прямом смысле. Юношу подстрелил офицер пограничной полиции, и три пули в грудь навылет привели к способности левитировать. Местный продажный врач решает использовать «ангела» как цирковой товар в корыстных целях - собирает подати со своих богатых пациентов. Критики посчитали происходящее сатирой на паранойю, связанную с попыткой закрыть глаза на проблемы беженцев. Идея нетривиальная, но ее реализация получилась довольно сомнительной.

Еще одна передовая затея фестиваля - смело и иронично отдать честь армии «средних» режиссеров. Тем, кто в массе своей и делает кино, - не великим, которым поклоняются, а многочисленным самодурам, «нарциссам», ведомым маниями и расплывчатыми фантазиями и делающим бестолковые фильмы. Таковы главные персонажи двух картин открытия: конкурса - «Фантомы Исмаэля» и программы «Особый взгляд» - «Барбара». «Фантомы Исмаэля» Арно Деплешяна - парадоксальное нагромождение шуток про кинопроизводство и киношные мелодрамы. Банально, несмотря на маскарадное умножение абсурда.

А вот «Барбара» Матье Амальрика снискала аплодисменты зала. История съемок фильма о культовой французской певице Барбаре. Режиссер (фильма внутри фильма) зациклен на самом себе и своих юношеских воспоминаниях. А актриса (в том же зеркальном пространстве) ставит перед собой цель идеально скопировать модель - Барбару. В конечном итоге все это оказывается настоящим фокусом - исполнительница роли постепенно перевоплощается до такой степени, что копия становится ярче оригинала. А хроника настоящей Барбары оказывается неотличимой от съемок. Роль певицы сыграла Жанна Балибар - звезда театра «Комеди франсез». И она продемонстрировала непревзойденную актерскую технику. А Ума Турман, председатель жюри «Особого взгляда», очень завидовала вечернему наряду Балибар - та принарядилась в мужской чесучовый костюм размеров на десять больше, причем пиджак был надет задом наперед и символизировал смирительную рубашку. Французский авантюрный шик...

С большим энтузиазмом (иные просто называли «новым шедевром») каннская аудитория отнеслась к фильму «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Традиционно для этого режиссера семейный триллер становится прямолинейным социально-политическим размышлением. Вкратце история такова: родители разводятся, сын-подросток слышит, что его хотят отдать в интернат, сбегает и исчезает. Поиски ни к чему не приводят. Насмотренные зрители заметят, что режиссер оказывается на территории братьев Дарденн - но без их страстной психологической аналитики, Брессона - но без его философской медитативности, Ханеке - но без его фирменной неуловимой таинственности, в которой кроется адская социальная коррозия. Имена тут приводим не для того, чтобы проводить сравнения, а чтобы предложить ключи для восприятия фильма, и сложного, и плоского одновременно.

Темы все заданы актуальные. Люмпен, обретший статус представителя среднего класса, но оставшийся один на один со своими ограниченностью и дешевой жизненной тактикой. Религия как форма управляющей организации. И главное - проблема цикличности равнодушия и ограниченности, которая проявляется и в частном существовании, и в гражданской позиции. Темы - передовые. Герои - скорее, функции идей. Сюжет - выверенная конструкция для доказательства их правомерности. Все вместе не без мессианской помпезности с авторской стороны. Но, как сказал Достоевский про обличительные мотивы у Салтыкова-Щедрина: «Это его свобода в выборе вдохновения». Вот и Андрей Звягинцев отдал свой талант в руки, так сказать, агитпропа (в хорошем смысле). И, отказываясь от жизненной непредсказуемости, он приобретает аудиторию, которая рукоплещет ему за человеческую и гражданскую ответственность.

Тема этического нон-конформизма и, наоборот, тотального пассивного сговора с сюрреалистическим блеском развита в шведском конкурсном фильме «Площадь» Рубена Остлунда. Главный герой - куратор музея современного искусства. И сам собой он представляет таковой объект: бесконечная имитация сущности, задумчивая пустота, фонтан праздной риторики. И вдруг «манекен» оживает - в тот момент, когда его ловко обокрали на улице. Вереница событий по возвращению телефона, бумажника и дедушкиных запонок превращается в интеллектуальный ребус, цель которого - доказательство необходимости полной свободы художника для самовыражения. Ибо лишь в ней залог противостояния любым идеологическим и социальным манипуляциям. Эта абсурдисткая буффонада, ратующая за права человека, тоже очень порадовала каннских синефилов.

#Канны #фестиваль #кино

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.