Только на сайте

Канкан, медведи и немного истории

Жизнь – это кабаре, как пела блистательная Лайза Минелли. По крайней мере, после посещения кабаре жить становится куда веселей.

Канкан, медведи и немного истории | фото предоставлено пресс службой театра

фото предоставлено пресс службой театра

Не торопитесь покупать билет в Париж. Недавно в афише Театра Эстрады появился спектакль с интригующим названием – «Кабаре “Медведь”». Его поставил Юрий Гальцев в соавторстве с известным актером Владимиром Глазковым. Собственно говоря, это не спектакль в традиционном его понимании, а концертная программа в стилистике французского кабаре. Конечно, с русским акцентом. Легкая, веселая и даже немного познавательная.

При чем здесь кабаре и медведь, спросите вы? Ответ на этот вопрос могут дать не только создатели спектакля, но и люди, хорошо знающие историю Петербурга. После открытия в 1881 году на Монмартре знаменитой «Черной кошки», где собирался весь парижский бомонд, кабаре появились во многих европейских городах, и Петербург не стал исключением.

До революции в том самом доме на Большой Конюшенной, где ныне находится Театр Эстрады, располагался знаменитый ресторан «Медведь». Он был открыт бельгийцем Эрнестом Игелем еще в 1878 году, до появления «Черной кошки». Однако вскоре к его роскошным интерьерам и высокой кухне была добавлена и развлекательная программа в жанре «кабаре»… На входе посетителей фешенебельного ресторана встречало огромное чучело медведя с подносом в лапах!

Ресторан стал очень популярным и среди состоятельных горожан – фабрикантов, купцов, и среди творческой элиты города. Говорят, завсегдатаями заведения были Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская, а торжественный вечер в честь актрисы Марии Савиной собрал в «Медведе» более тысячи гостей! Именно «Медведь» был избран петербургскими литераторами для своих постоянных встреч – Игель даже оборудовал для них подвальный этаж ресторана.

Как заявил Юрий Гальцев в одном из интервью, у нас в стране бытует мнение, что кабаре – это такой «Мулен Руж» с танцовщицами, исполняющими канкан. Создатели спектакля захотели переубедить зрителя и воссоздать на сцене дух тех первых кабаре – как французских, так и российских – с яркой и разнообразной развлекательной программой.

Интересно, танцевали ли в ресторане «Медведь» канкан? Сказать сложно, но в спектакле Театра Эстрады канкан есть. Какое же кабаре без него? Правда, исполняют его мужчины! Еще в этом спектакле поют, показывают фокусы, цирковые трюки, а порой и смешат публику до слез – есть в постановке несколько очень удачных юмористических номеров. Как и требует жанр, ведут этот «концерт» два конферансье.

В какой-то момент у зрителя действительно появляется ощущение, что он попал в настоящее кабаре где-нибудь на Монмартре. Это впечатление усиливается от удивительно тонкой и трогательной пародии на Эдит Пиаф в исполнении молодой актрисы Анастасии Лазо. Нотка серьезности в 2-х часовой развлекательной программе.

Конечно, Гальцев и артисты театра не ставили перед собой задачу воспроизвести на сцене историю зарождения жанра «кабаре» или исторически точно восстановить «биографию» легендарного ресторана «Медведь». Но атмосфера этого места передана, зрители аплодируют, смеются и выходят из зала с улыбками.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.


Комментарии