Главная городская газета

Камзол Петра и детский сарафанчик

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Камзол Петра и детский сарафанчик | Эти вещи носили, тепрь бережно хранят. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эти вещи носили, тепрь бережно хранят. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эрмитаж обладает одним из самых больших в мире собраний костюма. Там есть облачения священников, костюмы императорского двора, традиционные одежды народов Российской империи, военные мундиры, бальные туалеты, ливреи, домашняя одежда, детские платья, визитные костюмы, шляпки, туфли, веера... Всего более 24 тысяч предметов.

С недавнего времени часть коллекции представлена в Галерее костюма РХЦ Эрмитажа в Старой Деревне.

Аналогов этому открытому хранению в мире нет. При его создании учтен и опыт зарубежных коллег - Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Музея моды в городе Бате (Великобритания), Музея костюма в Мадриде. Условия для сохранности вещей безупречные. Влажность не выше 46%, температура 21 - 22 градуса. Ультрафиолет отсутствует полностью. В галерее полумрак, специальный свет направлен на манекены за стеклом витрин.

Костюмы, как правило, состоят из нескольких предметов. В комплекте может быть четыре, шесть, девять вещей, не считая пар туфель, сапожек, головных уборов... Комплекты представлены полностью, насколько возможно было их собрать.

- Вещи для галереи отбирали по разным критериям, - рассказывает заведующая сектором прикладного искусства отдела истории и русской культуры Нина Тарасова. - Важным на стадии отбора было мнение реставраторов. Они знают, какие костюмы лучше представлять на манекенах, а для каких это не лучший способ хранения. Существенный момент и занятость костюмов в предстоящих выставках. В галерею намеренно не поместили то, что вскоре должно будет уехать. Лакуны какие-то неизбежно появятся, но они будут немедленно заполнены, потому что выставлена небольшая часть коллекции, примерно треть.

Экспозиция выстроена хронологически. В первой витрине облачение священнослужителей конца XVII - XIX столетия.

Отдельный подиум предоставлен царской семье. История дома Романовых в костюмах. Все раритеты.

В первую очередь стоит обратить внимание на так называемый гардероб Петра I. В нем около трехсот вещей, точнее, более 280 предметов гардероба и аксессуаров. В парадных костюмах император всероссийский предпочитал ткани красных, коричневых и зеленых цветов. На кафтанах, камзолах и штанах вышивка золотыми и серебряными нитями. Благородство цвета тканей подчеркивает испанское кружево. Пуговицы, оплетенные металлической нитью, сверкают, словно драгоценности. Все, что принадлежало основателю нашего города, в одной витрине показать невозможно. Как говорит Тарасова, есть идея однажды убрать все, что стоит в галерее, и заполнить ее гардеробом Петра.

Из одежды знатных особ больше всего сохранилось вещей Юсуповых и Бобринских: платья Татьяны и Зинаиды Николаевны Юсуповых, костюмы Феликса Феликсовича старшего и младшего...

Маскарадные и ливрейные костюмы рубежа ХIХ - ХХ веков.

Большая часть народных костюмов относится к концу ХIХ столетия. В этой витрине особой хронологии и соблюдать не пришлось. Бросается в глаза детский холщовый сарафанчик, цветом похожий на современный джинсовый. Окрашен специальным способом, был в ходу в Поволжье.

Экспонаты в Галерее костюма будут меняться, что-то уйдет на отдых, что-то на карантин. Некоторые вещи требуют реставрации. Но этого не видят посетители. На фоне черных стен и подиумов при точечном освещении любая, даже сильно поврежденная вещь, порванное кружево выглядят безупречно.

Галерея костюма - шаг к созданию Центра изучения текстиля, костюма и моды, который разместится в Старой Деревне после завершения строительства следующей очереди РХЦ Эрмитажа. Будущий центр часто называют Музеем моды.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook