Камешки «Желтых звезд». Концерт в Филармонии посвятили Дню памяти жертв холокоста
30 января уже традиционно, в девятый раз, в Большом зале Филармонии прошел концерт проекта «Желтые звезды», посвященный Дню памяти жертв холокоста. В нем принял участие Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера, ансамбль солистов musicaAeterna, мужской хор Санкт-Петербургской консерватории и солисты Надежда Павлова, Алексей Гориболь, Владислав Песин, Иван Васильев.
ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Филармонии
У еврейского народа есть традиция вместо цветов приносить на могилы камешки. Но могилы миллионов евреев, замученных и сожженных в лагерях смерти, не сохранились, их прах развеян. Поэтому символично, что этими «камешками» стали музыкальные произведения, прозвучавшие на концерте. Некоторые из них — впервые в России и мире. Составителям программы удалось сочетать пронзительность темы, эмоциональность с многообразием жанров и образов, открытием новых имен и произведений.
Сама атмосфера зала, погруженного в полумрак, лишь слегка подсвеченного прожекторами и лампочками над пультами музыкантов, уже создавала особое настроение. К сожалению, концерт начался с грустного известия об уходе многолетнего режиссера проекта Валерия Галендеева, зал почтил его память минутой молчания.
Первое отделение было отдано камерной музыке и открылось Сонатой для скрипки и фортепиано Вениамина Баснера. Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы песен Баснера: «С чего начинается родина…», «На безымянной высоте…», «Белой акации гроздья душистые…» и других. Всего их более 300. Но академическое творчество композитора известно мало или совсем неведомо широкому слушателю, а ведь его наследие включает в себя тринадцать произведений для музыкального театра, симфонии, инструментальные концерты. Соната для скрипки, исполненная Владиславом Песиным и Алексеем Гориболем, посвящена памяти скрипача Михаила Ваймана. В этом небольшом произведении присутствует пронзительная исповедальность личного горя, которое, возвышаясь, становится настоящей трагедией. Произведение Баснера задало камертон и всей программе, и камерному ее отделению.
Вступлением ко второму отделению стало известное Adagietto Густава Малера. Четвертая часть Пятой симфонии давно уже обрела самостоятельную жизнь и использование в других смысловых контекстах, стала расхожей цитатой. Малер умер задолго до холокоста, и Пятая симфония, впервые исполненная в 1904 году, не связана с еврейской темой, но Adagietto привнесло вселенский масштаб, распахнуло двери в мировое от национального. Можно сказать, что фокус концерта то сужался до личного, почти бытового, то расширялся до вселенского масштаба. Прекрасно звучал Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера, постоянного дирижера «Желтых звезд», глубокого и интеллигентного петербургского музыканта.
Далее слушателей ждала мировая премьера: Симфония № 21 Фридриха Брука «Предчувствие: памяти Анны Франк». Интересна судьба композитора, выпускника Ленинградской консерватории. В 1973 году он вынужденно покинул Советский Союз, хотя к тому времени был уже состоявшимся мастером, автором песен и музыки к кинофильмам. Сейчас Брук (на снимке) живет за рубежом, но приехал в Петербург на премьеру своего сочинения. «Я сочинил «Предчувствие», потому что уверен, что дневник Анны Франк является высшим выражением и символом этической точки зрения еврейской европейской культуры во времена холокоста», — говорит композитор. Симфония невелика: ее длительность всего 15 минут. Она открывается темой Анны, ее воплощением является альтовая флейта на фоне струнных пиццикато. Постепенно в музыке усиливается беспокойство и тревога. Тутти оркестра — семья обнаружена в убежище, затихающие ударные в финале симфонии звучат зловеще.
Эмоциональным завершением концерта стало исполнение кантаты для чтеца, мужского хора и оркестра Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы» к 150‑летию композитора. Это экспрессивно заостренное, мощное произведение длительностью всего восемь минут было написано в 1947 году и является одним из первых откликов, отражающих тему холокоста. Текст, который произносит свидетель-рассказчик (читал баритон Иван Васильев), идет на английском, с вкраплением немецкого языка (криков охранников) и молитвы на древнееврейском. Усиленный микрофоном, он не отпускал слушателя ни на секунду.
Шенберг — глава нововенской школы, создатель двенадцатитоновой, атональной системы (именно в ней написана кантата) — экспрессионист. Его композиторское мироощущение, накладываясь на тему холокоста, создает высказывание необыкновенной эмоциональной силы, вызывающее потрясение у слушателей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7597) от 06.02.2024 под заголовком «Камешки «Желтых звезд»».
Комментарии