2Vtzqv4Hz9U

Камешки «Желтых звезд». Концерт в Филармонии посвятили Дню памяти жертв холокоста

30 января уже традиционно, в девятый раз, в Большом зале Филармонии прошел концерт проекта «Желтые звезды», посвященный Дню памяти жертв холокоста. В нем принял участие Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера, ансамбль солистов musicaAeterna, мужской хор Санкт-Петербургской консерватории и солисты Надежда Павлова, Алексей Гориболь, Владислав Песин, Иван Васильев.

Камешки «Желтых звезд». Концерт в Филармонии посвятили Дню памяти жертв холокоста | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Филармонии

У еврейского народа есть традиция вместо цветов приносить на могилы камешки. Но могилы миллионов евреев, замученных и сожженных в лагерях смерти, не сохранились, их прах развеян. Поэтому символично, что этими «камешками» стали музыкальные произведения, прозвучавшие на концерте. Некоторые из них — впервые в России и мире. Составителям программы удалось сочетать пронзительность темы, эмоциональность с многообразием жанров и образов, открытием новых имен и произведений.

Сама атмосфера зала, погруженного в полумрак, лишь слегка подсвеченного прожекторами и лампочками над пультами музыкантов, уже создавала особое настроение. К сожалению, концерт начался с грустного известия об уходе многолетнего режиссера проекта Валерия Галендеева, зал почтил его память минутой молчания.

Первое отделение было отдано камерной музыке и открылось Сонатой для скрипки и фортепиано Вениамина Баснера. Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы песен Баснера: «С чего начинается родина…», «На безы­мянной высоте…», «Белой акации гроздья душистые…» и других. Всего их более 300. Но академическое творчество композитора известно мало или совсем неведомо широкому слушателю, а ведь его наследие включает в себя тринадцать произведений для музыкального театра, симфонии, инструментальные концерты. Соната для скрипки, исполненная Владиславом Песиным и Алексеем Гориболем, посвящена памяти скрипача Михаила Ваймана. В этом небольшом произведении присутствует пронзительная исповедальность личного горя, которое, возвышаясь, становится настоящей трагедией. Произведение Баснера задало камертон и всей программе, и камерному ее отделению.

Вступлением ко второму отделению стало известное Adagietto Густава Малера. Четвертая часть Пятой симфонии давно уже обрела самостоятельную жизнь и использование в других смысловых контекстах, стала расхожей цитатой. Малер умер задолго до холокоста, и Пятая симфония, впервые исполненная в 1904 году, не связана с еврейской темой, но Adagietto привнесло вселенский масштаб, распахнуло двери в мировое от национального. Можно сказать, что фокус концерта то сужался до личного, почти бытового, то расширялся до вселенского масштаба. Прекрасно звучал Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альт­шулера, постоянного дирижера «Желтых звезд», глубокого и интеллигентного петербургского музыканта.

Далее слушателей ждала мировая премьера: Симфония № 21 Фридриха Брука «Предчувствие: памяти Анны Франк». Интересна судьба композитора, выпускника Ленинградской консерватории. В 1973 году он вынужденно покинул Советский Союз, хотя к тому времени был уже состоявшимся мастером, автором песен и музыки к кинофильмам. Сейчас Брук (на снимке) живет за рубежом, но приехал в Петербург на премьеру своего сочинения. «Я сочинил «Предчувствие», потому что уверен, что дневник Анны Франк является высшим выражением и символом этической точки зрения еврейской европейской культуры во времена холокоста», — говорит композитор. Симфония невелика: ее длительность всего 15 минут. Она открывается темой Анны, ее воплощением является альтовая флейта на фоне струнных пиццикато. Постепенно в музыке усиливается беспокойство и тревога. Тутти оркестра — семья обнаружена в убежище, затихающие ударные в финале симфонии звучат зловеще.

Эмоциональным завершением концерта стало исполнение кантаты для чтеца, мужского хора и оркестра Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы» к 150‑летию композитора. Это экспрессивно заостренное, мощное произведение длительностью всего восемь минут было написано в 1947 году и является одним из первых откликов, отражающих тему холокоста. Текст, который произносит свидетель-рассказчик (читал баритон Иван Васильев), идет на английском, с вкраплением немецкого языка (криков охранников) и молитвы на древнееврейском. Усиленный микрофоном, он не отпускал слушателя ни на секунду.

Шенберг — глава нововенской школы, создатель двенадцатитоновой, атональной системы (именно в ней написана кантата) — экспрессионист. Его композиторское мироощущение, накладываясь на тему холокоста, создает высказывание необыкновенной эмоциональной силы, вызывающее потрясение у слушателей.


#оркестр #память #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7597) от 06.02.2024 под заголовком «Камешки «Желтых звезд»».


Комментарии