Какого цвета перестройка

Открылась 56-я Венецианская биеннале, самая крупная и престижная в мире выставка современного искусства, которая в этом году отмечает 120-летие. Куратор основного проекта нигериец Окуи Энвезор, пригласивший 136 художников, назвал ее «Все будущее мира» и не скрывал изначально, что выставка будет левой и политизированной.

Какого цвета перестройка | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Нельзя сказать, что биеннале последнего десятилетия сторонились социальных проблем во всей их сложности и многообразии – Ближний Восток, Южная Америка, Африка, европейский мультикультурализм всегда интересовали кураторов. Но никогда прежде эти темы не становились едва ли не единственными в Венеции. Энвезор с помощью архитектора Дэвида Оджайе построил в главном павильоне в саду Джардини специальное пространство «Арену» – концертный зал, где актеры ежедневно исполняют ораторию Исаака Джульена на слова «Капитала» Маркса и другие произведения о борьбе трудящихся за свои права.

Им вторят серия рисунков Рикрита Тиравании, сделанная с натуры на демонстрациях рабочих в разных странах, видео Александра Клюге, где люди рассуждают, за кем им идти, за капиталистами или коммунистами, фотографии Уолкера Эванса, сделанные в 1930-е годы во времена Великой депрессии и т. д.

Интереснее серия картин «Черепа» Марлен Дюма, знакомой петербуржцам по «Манифесте 10». На первый взгляд, почерневшие кости выглядят символами социальных ужасов. Но одинаковость черепов наводит на мысль, что произведения Дюма направлены против расовой дискриминации – ведь именно разница в строении этих костей всегда используется сторонниками теорий о превосходстве одних рас над другими.

Как обычно, эффектно смотрятся большие снимки Андреаса Гурски с огромным количеством людей. В данном случае это игроки на Токийской, Чикагской и других фондовых биржах. В контексте левой биеннале фотографии задают зрителю острый вопрос: зачем суетятся сотни умных и грамотных людей?

Еще один художник, который участвовал в «Манифесте 10», – Томас Хиршхорн показывает на биеннале новую инсталляцию, название которой можно перевести на русский язык как «Снос крыши». Крыша внезапно рухнула, и в зал посыпались обломки. Динамичность Хиршхорну удалась и здесь, ее можно рассматривать как предупреждение о будущих бурях социального протеста. Но «Срез» в эрмитажном Главном штабе был и глубже по мысли, и эффектнее в исполнении.

По традиции, вторая половина основного проекта выставлена в венецианском Арсенале. Там Энвезор не оставил ни одного свободного сантиметра. И если монохромные рисунки Ольги Чернышевой о непарадной жизни новой капиталистической

Москвы теряются в разноцветном изобилии работ из Азии и Африки, то очень заметны «Одежды» – серия другой российской участницы основного проекта петербурженки Натальи Першиной-Якиманской, выступающей под творческим псевдонимом Глюкля. Это трогательные легкие платья с вышитыми на них социальными требованиями – обеспечить работой, вернуть бесплатное высшее образование, снова открыть дешевые бани и т. д. В проекте Глюкли сочетаются общественное и личное, умозрительное и эмоциональное, чего так не хватает многим работам на нынешней биеннале.

На чистых эмоциях сделал Крис Маркер десятки фотопортретов пассажиров парижского метро. Кстати, в момент работы автору было почти 90.

К сожалению, неудачным оказался проект российского павильона, названный его куратором Маргаритой Тупицыной «Зеленый павильон». Она попыталась связать идеи автора проекта здания архитектора Алексея Щусева с космизмом Казимира Малевича, творчеством московской художницы-концептуалиста Ирины Наховой и новейшей историей России. Гигантский шлем летчика с встроенным в него видео напряженного взгляда пилота (на фото) неизбежно напоминает Голову, с которой воевал пушкинский Руслан.

И уж совсем непонятно, почему цвет горбачевской перестройки – зеленый. Видимо, по прошествии 30 лет куратор подзабыла, какие тогда были флаги.

Венецианская биеннале будет работать по 22 ноября 2015 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5463) от 22.05.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.