Какого цвета перестройка

Открылась 56-я Венецианская биеннале, самая крупная и престижная в мире выставка современного искусства, которая в этом году отмечает 120-летие. Куратор основного проекта нигериец Окуи Энвезор, пригласивший 136 художников, назвал ее «Все будущее мира» и не скрывал изначально, что выставка будет левой и политизированной.

Какого цвета перестройка | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Нельзя сказать, что биеннале последнего десятилетия сторонились социальных проблем во всей их сложности и многообразии – Ближний Восток, Южная Америка, Африка, европейский мультикультурализм всегда интересовали кураторов. Но никогда прежде эти темы не становились едва ли не единственными в Венеции. Энвезор с помощью архитектора Дэвида Оджайе построил в главном павильоне в саду Джардини специальное пространство «Арену» – концертный зал, где актеры ежедневно исполняют ораторию Исаака Джульена на слова «Капитала» Маркса и другие произведения о борьбе трудящихся за свои права.

Им вторят серия рисунков Рикрита Тиравании, сделанная с натуры на демонстрациях рабочих в разных странах, видео Александра Клюге, где люди рассуждают, за кем им идти, за капиталистами или коммунистами, фотографии Уолкера Эванса, сделанные в 1930-е годы во времена Великой депрессии и т. д.

Интереснее серия картин «Черепа» Марлен Дюма, знакомой петербуржцам по «Манифесте 10». На первый взгляд, почерневшие кости выглядят символами социальных ужасов. Но одинаковость черепов наводит на мысль, что произведения Дюма направлены против расовой дискриминации – ведь именно разница в строении этих костей всегда используется сторонниками теорий о превосходстве одних рас над другими.

Как обычно, эффектно смотрятся большие снимки Андреаса Гурски с огромным количеством людей. В данном случае это игроки на Токийской, Чикагской и других фондовых биржах. В контексте левой биеннале фотографии задают зрителю острый вопрос: зачем суетятся сотни умных и грамотных людей?

Еще один художник, который участвовал в «Манифесте 10», – Томас Хиршхорн показывает на биеннале новую инсталляцию, название которой можно перевести на русский язык как «Снос крыши». Крыша внезапно рухнула, и в зал посыпались обломки. Динамичность Хиршхорну удалась и здесь, ее можно рассматривать как предупреждение о будущих бурях социального протеста. Но «Срез» в эрмитажном Главном штабе был и глубже по мысли, и эффектнее в исполнении.

По традиции, вторая половина основного проекта выставлена в венецианском Арсенале. Там Энвезор не оставил ни одного свободного сантиметра. И если монохромные рисунки Ольги Чернышевой о непарадной жизни новой капиталистической

Москвы теряются в разноцветном изобилии работ из Азии и Африки, то очень заметны «Одежды» – серия другой российской участницы основного проекта петербурженки Натальи Першиной-Якиманской, выступающей под творческим псевдонимом Глюкля. Это трогательные легкие платья с вышитыми на них социальными требованиями – обеспечить работой, вернуть бесплатное высшее образование, снова открыть дешевые бани и т. д. В проекте Глюкли сочетаются общественное и личное, умозрительное и эмоциональное, чего так не хватает многим работам на нынешней биеннале.

На чистых эмоциях сделал Крис Маркер десятки фотопортретов пассажиров парижского метро. Кстати, в момент работы автору было почти 90.

К сожалению, неудачным оказался проект российского павильона, названный его куратором Маргаритой Тупицыной «Зеленый павильон». Она попыталась связать идеи автора проекта здания архитектора Алексея Щусева с космизмом Казимира Малевича, творчеством московской художницы-концептуалиста Ирины Наховой и новейшей историей России. Гигантский шлем летчика с встроенным в него видео напряженного взгляда пилота (на фото) неизбежно напоминает Голову, с которой воевал пушкинский Руслан.

И уж совсем непонятно, почему цвет горбачевской перестройки – зеленый. Видимо, по прошествии 30 лет куратор подзабыла, какие тогда были флаги.

Венецианская биеннале будет работать по 22 ноября 2015 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5463) от 22.05.2015.


Комментарии