Как стать писателем детективных романов

Популярность детективных романов — факт, с которым пришлось смириться даже тем, кто коммерческую литературу категорически не читает. Авторы детективов — профессия модная, перспективная и хорошо оплачиваемая. Многим кажется, что стоит придумать сюжет позакрученнее, изложить все доступным языком, выпустить книгу большим тиражом — и вот ты уже богатый и знаменитый. Так ли это? Дарья ДОНЦОВА, Александра МАРИНИНА и Татьяна УСТИНОВА ответили в блиц-интервью на несколько вопросов нашей газеты, которые интересуют читателей и начинающих писателей.

Как стать писателем детективных романов |

1. Наверняка к вам приходят молодые авторы со своими рукописями за советом, поддержкой, с просьбами помочь. Что вы обычно говорите тем, чья заветная мечта - опубликовать детективный роман?

2. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, который хочет писать детективы?

3. Существуют ли учебные заведения, где готовят именно писателей детективных романов? Даете ли вы частные уроки?


Дарья ДОНЦОВА:

1. Приходят, талантливых людей очень много. Обычно даю два совета. Совет номер один: дописать рукопись до конца. Не говорить о том, что ты написал книгу, если у тебя написаны только десять страниц. И совет номер два: показать рукопись как можно большему числу издателей. Если она не подошла в одном издательстве, втором и третьем, то вполне вероятно, что в пятом ее возьмут.

2. Он должен обладать редкостной усидчивостью, большим трудолюбием и пониманием того, что написание книг не разовая акция, а стиль жизни. И тогда, наверное, у него это получится.

3. Учебное заведение, где учат на писателей, есть — Литературный институт. Его закончили достаточно большое количество наших прозаиков и поэтов, в частности Полина Дашкова. Учат ли там писать именно детективные романы, я, к сожалению, не знаю.

Александра МАРИНИНА:

1. Подобные просьбы поступают ко мне довольно часто, но я никогда не беру на себя смелость эти рукописи читать, потому что просто не имею права судить. Так, написанное может просто не соответствовать моему вкусу, и лично мне это будет неинтересно читать. Но при этом произведение может быть очень талантливо написано и наверняка обретет своего читателя...

Судить может только издатель, который точно знает, литература какого жанра, свойства и качества хорошо продается. И только он может сказать, имеет ли смысл публиковать ту или иную рукопись.

А у меня свой собственный вкус. На прилавках лежит множество детективов, из которых только единицы мне нравятся, но это же не значит, что все остальные плохие. Они чудесные, просто рассчитаны на другого читателя.

Для начала, конечно, было бы неплохо, чтобы несколько человек из окружения самого автора это произведение прочитали, потому что свежий взгляд помогает выявить явные недостатки текста. Например, нестыковки в сюжете. Когда все такие недочеты удалены, можно нести рукопись издателю.

2. Он должен быть хорошим рассказчиком и хорошим придумщиком. Человек может быть прекрасным придумщиком и совершенно никудышным рассказчиком. Такое очень часто встречается. И наоборот: он может прекрасно рассказывать и совершенно не уметь сочинять. Героями книги, которую я сейчас пишу, как раз являются некие соавторы, которые представляют собой именно эти типы писателей.

Третье обязательное качество — усидчивость. Детектив — это не философская литература, это в первую очередь увлекательный рассказ. Если человек все-таки хочет писать один, он должен совмещать в себе эти три качества и относиться к писательскому труду как к ежедневной работе, которую надо начинать в девять утра и заканчивать в шесть вечера. Нельзя написать сегодня две строчки, а потом месяц гулять. Это профессия, которая так же, как и любая другая, требует отдачи.

3. Мне об этом ничего не известно. Уроков не даю — боже упаси! Я никогда никого ничему не пытаюсь учить!

Татьяна УСТИНОВА:

1. Молодые авторы не приходят ко мне — я сама автор исключительной молодости!!! Я пишу всего четыре года, а это мало, мало! Несмотря на то что я не читаю рукописей, я абсолютно уверена, что талантливых авторов много — а как же иначе?!

Всем начинающим писателям я советую всегда одно и то же. Совет прост, как бином Ньютона: если вы написали детективный роман и хотите его опубликовать, значит, нужно найти телефон любого издательства, у которого есть детективная серия, позвонить, спросить, кому можно принести рукопись. И принести ее!!! И ждать, когда прочтут. В издательствах читают все, что туда приносят, — я это точно знаю. В помойку ничего не выбрасывают.

Откажут в этом — идите в соседнее. Откажут в соседнем, идите в то, которое через одно. Только прислушивайтесь к советам редакторов. Как правило, они профессионалы и глупостей советовать не станут. А дальше не лениться, работать безостановочно и не считать себя писателем, если ты выпустил одну книгу.

2. Он должен быть очень работоспособным и усидчивым, а также обладать логикой, умением увлекаться сюжетом так, как если бы ты не знал, чем все кончится. Радостным сознанием того, что писать — это так интересно, так классно, так здорово!!!

3. Частных уроков я не даю, так как не преподаватель и просто не умею учить писать. Точно уверена, что если бы меня учили писать, то я бы никогда не смогла это делать. Помните историю про сороконожку, с которой все было в порядке, пока она ходила себе и ходила... просто так, как у нее получалось. А потом ее научили, какую ногу и в какой последовательности нужно ставить, и померла она, бедная, потому что так и не смогла сдвинуться с места. Правильно обученная-то! Так что образование — любое, кроме, может, врачебного, или математического, или астрономического, — состоит только в умении читать книжки. Нет никакого другого образования. И выхода никакого нет — только читать!

Подготовила Мария КАМЕНЕЦКАЯ.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (3133) от 6.02.2004 года.


Комментарии