Как рождается мастерство

16, 17 и 18 февраля народный артист России Сергей Ролдугин проводит в Доме музыки мастер-классы для виолончелистов в рамках государственной программы «Высшие исполнительские курсы».

Как рождается мастерство | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» наблюдали, как рождается мастерство. Занятия проходили в Английском (рыцарском) зале Дома музыки.

Когда мы вошли, Сергей Павлович занимался с 23-летним виолончелистом из Москвы Данилой Поповым, выпускником Московской консерватории. Урок длился час. Мы стали свидетелями его заключительной части – репетиции концерта Антонина Дворжака для виолончели с оркестром h-moll. В роли оркестра был рояль.

Сергей Ролдугин расположился напротив молодого музыканта. Глубокий, бархатный «голос» виолончели завораживал. Со стороны казалось, что Данила играет виртуозно. Но педагог постоянно хлопал в ладоши, давая знак остановиться. Шлифовался чуть ли не каждый звук.

– У тебя есть талант, – обратился к ученику маэстро. – Поэтому даже то, что ты играешь неправильно, у тебя звучит красиво. Но музыкант должен следовать замыслу композитора, его «тексту», а не улучшать его. Ты должен стать соратником Дворжака, чтобы вместе с ним воздействовать на публику.

Когда объявили перерыв, Сергей Павлович рассказал нашей газете об этом и других проектах Дома музыки:

– Мы собираем одаренных ребят со всей России, стараемся охватить все регионы, никого не пропустить из молодых музыкантов, подающих надежды, всем дать возможность развиваться. Отбираем самых одаренных, самых увлеченных, мотивированных, приглашаем их к себе. Мастер-классы дают ведущие музыканты России и зарубежья. Вот с 17 по 19 февраля у нас даст мастер-класс по скрипке Эдуард Грач – замечательный педагог, легенда, народный артист СССР. В марте, с 21-го по 23-е, пройдут мастер-классы по фортепиано народного артиста России Дмитрия Башкирова. Совершенно бесплатно. Мы оплачиваем молодым музыкантам все: билеты, проживание, питание, занятия с педагогами.

Мы и педагогов часто приглашаем для обмена опытом. Страна у нас огромная, везде разные взгляды на профессиональное образование, встретиться и обменяться опытом всегда полезно для дела.

– Как вы находите талантливых людей?

– В течение всего года нам можно прислать запись своего исполнения на DVD. Дважды в год проходит очное прослушивание. Раньше мы выезжали в регионы, но сейчас это сделать сложнее. Дом музыки стал экспертной организацией в новом проекте президента РФ в Сочи – образовательном центре «Сириус». Кроме того, я преподаю, много концертирую как дирижер и исполнитель, гастролирую. Думаю, больше меня работает только Валерий Гергиев. Кстати, Дом музыки активно сотрудничает с Мариинским театром. Вот только что мы с Валерием Абисаловичем обсуждали поездку на Дальний Восток. Отправимся скоро во Владивосток, но по дороге сделаем еще остановки в Омске, Томске, Красноярске, где будут концерты, мастер-классы.

– Я наблюдала за вашим занятием с Данилой Поповым. Со стороны казалось, что его игра безупречна...

– Перед нами ведь стоят высокопрофессиональные задачи. Вы стали свидетелями того, что от публики обычно скрыто. Смогли наблюдать за тем, как рождается мастерство, и оценить, каких трудов стоит совершенство.

– Вы сказали, что очень много работаете. Ради чего вы тратите так много времени на молодежь?

– Дом музыки и был создан десять лет назад ради того, чтобы открывать, поддерживать и воспитывать молодые таланты. Идея эта родилась давно, еще в то время, когда я был ректором петербургской Консерватории. У меня были свои мысли по поводу воспитательной и образовательной программ. Я вспомнил самого себя в молодости, вспомнил о своих желаниях и мечтах. Они свойственны всем молодым музыкантам. Одаренному, но еще никому не известному молодому человеку хочется заявить о себе, приобрести опыт выступления на публике, игры с оркестром. Вот эти мечты Дом музыки и помогает претворить в жизнь. А если еще удастся победить в престижном конкурсе, вырваться на международную арену, можно будет сказать, что жизнь молодого музыканта состоялась, он нашел свое место в таком сложном мире, как мир искусства, где очень велика конкуренция.

Россия всегда была богата талантами. Но каждый талант требует огранки, которую дает хорошее образование. Российская школа знаменита на весь мир. Наши традиции – в основе многих музыкальных школ. Несмотря на все политические разногласия, искусство объединяет людей и всегда, во все времена, служит миру.

КСТАТИ

Дворец великого князя Алексея Александровича, брата Александра III, городские власти передали Дому музыки в 2005 году. Тогда роскошный дворец, построенный Максимилианом Месмахером, представлял собой руину: не было отопления, окна были разбиты, внутри гулял ветер. Но прошло несколько лет, и Алексеевский дворец стараниями реставраторов возродился. Резное дерево, мрамор, кожа с тиснеными позолоченными узорами, лепнина, живописные росписи, паркет... Интерьерами можно полюбоваться, побывав на экскурсии, которые регулярно проводятся здесь.

Посетителей, которые приходят на концерты, просят надевать специальные бахилы или приносить с собой сменную обувь. Туфли на шпильках категорически запрещены.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5645) от 17.02.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?