Как при Юсуповых
Завершена реставрация главного фасада Юсуповского дворца на набережной реки Мойки. Ему возвращена балюстрада над портиком, украшенная 48 балясинами: полностью воссоздан исторический вид фасада, который был задуман почти 190 лет назад архитектором Андреем Михайловым и утрачен в годы Великой Отечественной войны.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В самые сжатые сроки, за четыре месяца, работая в две смены, мастера компании «Возрождение Петербурга» отреставрировали также и несколько парадных помещений дворца - зал Виги и личные покои старого князя Николая Юсупова: кабинет (библиотеку), музыкальную гостиную и гостиную в стиле Генриха II. Они созданы по проектам Ипполита Монигетти в середине XIX века.
Специалисты признаются, что балюстрада - это только эффектная точка в работах по фасаду. Главными были заделка трещин в стенах, вычинка кирпичной кладки, усиление простенков между оконными проемами. После этого была выполнена реставрация штукатурной отделки, лепных деталей, в том числе юсуповского княжеского герба, почищен гранит и известняк каменной облицовки цоколя. Фасад, как и прежде, покрасили в привычный для петербуржцев светло-желтый цвет.
Сложнее всего оказались работы на вентиляционной башне. Потребовался демонтаж лепных украшений и их реставрация в условиях мастерских. Затем с башни сняли весь штукатурный слой и войлочную обшивку. Пропитали антисептиком, вернули войлок на место, восстановили штукатурку и вернули все лепные детали.
Интерьеры всех четырех залов не реставрировались более 20 лет.
В зале Виги главные усилия мастеров были направлены на расчистку от загрязнений и поздних записей живописного плафона «Причисление Геркулеса к сонму богов», выполненного Антонио Виги в 1830-е годы, а также ремонт пола, который набран из пяти ценных пород древесины, в том числе эбенового дерева. Пол пришлось демонтировать, чтобы усилить держащие его конструкции. При реставрации подлинных люстр и бра для керосинового освещения воссозданы фигурки путти.
В музыкальной гостиной полностью восстановлено золочение лепного декора. Во время работ действующий механический шкаф-орган венской фирмы «Томас Гесс» - современник дворца не покидал своего зала. Уникальный инструмент был упакован и перемещался с одной точки на другую - в зависимости от действий ремонтников.
В гостиной в стиле Генриха II отреставрированы камин и оконные заполнения, воссозданы подоконные решетки из шпиатра.
В кабинете-библиотеке князя Юсупова заделаны трещины в потолке, которые появляются в силу конструктивной ошибки при строительстве здания, отреставрированы дубовые книжные и нумизматические шкафы...
За последние пять лет на реставрацию Юсуповского дворца из городского бюджета выделено более 500 млн рублей. Рекордным стал 2017 год - более 220 млн рублей.
В 2018 году по программе КГИОП намечена реставрация оставшихся трех помещений личных покоев старого князя, парадного вестибюля дворца, а также реставрация фасадов и крыш двух дворовых флигелей. Готовится проектная документация на реставрацию самих флигелей и садового павильона, который в последние годы не используется и смотрится с улицы Декабристов сиротой - особенно на фоне остального юсуповского блеска. Общая сумма, выделяемая из бюджета на эти работы, составит 142 млн рублей.
Материалы рубрики
Поймать момент — купить квартиру. В Петербурге увеличено финансирование жилищных программ
Перила с трезубцами вернулись на Биржевой мост после реставрации
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии