Как поступает Теодор?

Опера «Так поступают все» Моцарта в исполнении солистов, хора и оркестра MusicAeterna из Перми, привезенных в Петербург фестивалем «Золотая маска», была показана в Михайловском театре в рамках большой программы III Международного культурного форума. За пультом впервые в этом театре стоял Теодор Курентзис, главный дирижер Пермского оперного театра. Не успели остыть страсти после его феерического выступления в Филармонии на фестивале «Дягилев. P. S.» с программой Генделя и Перселла, как он ошеломил культурную общественность своим фирменным, хотя и не бесспорным аутентизмом в знаменитой опере Моцарта. Музыковед Владимир ДУДИН узнал у Теодора КУРЕНТЗИСА, откуда у него такая страсть к космическим скоростям в классической музыке.

Как поступает Теодор? | ФОТО Натальи ДУБОВИК

ФОТО Натальи ДУБОВИК

– Слушая ваше исполнение в Михайловском театре, я почему-то все время думал, что вы, ваш хор, оркестр и солисты могли бы работать здесь...

– Мне предлагали, но я все же принял решение уехать в Пермь. Там я собрал оркестр из особых кадров. В Перми у меня с самого начала был карт-бланш: я мог создать новый оркестр исторических инструментов, оставив в покое уже имевшийся там старый оркестр, музыканты которого ни в чем не были виноваты, чтобы их увольнять. В моем оркестре с каждым музыкантом заключен годовой контракт, в нем собираются единомышленники. Мне предлагали работать с разными оркестрами в оперных театрах Европы, но для меня именно пермский оркестр является ни с чем не сравнимой ценностью. Диски, которые я с ним выпускаю, демонстрируют высокое качество и постоянное стремление к совершенству, к избавлению от каких бы то ни было лимитов. Оркестр MusicAeterna котируется сегодня наряду с такими оркестрами исторических инструментов, как Фрайбургский барочный оркестр, «Кончерто Кельн», «Музыканты Лувра», Оркестр века Просвещения.


– С другими оркестрами вы сотрудничаете?

– Да, я являюсь главным приглашенным дирижером Малеровского камерного оркестра, сотрудничаю с оркестром Юго-западного радио Баден-Бадена, продолжу сотрудничество с оркестром «Музыканты Лувра», где главным дирижером является Марк Минковски, запланированы концерты в венском Концертхаусе. Из оперных проектов будет «Кармен» в «Ковент-Гарден». В 2017 году со своим оркестром MusicAeterna я приглашен ставить оперу «Милосердие Тита» Моцарта в Зальцбурге. Будет Экс-ан-Прованс, в Цюрихской опере буду ставить «Макбет» с режиссером Барри Коски.


– Известно, что зарплаты у музыкантов вашего оркестра превосходят зарплаты многих даже столичных коллективов. Будь ставки ниже, удалось бы вам создать и удержать свой оркестр?

– Если вы слушали запись Четырнадцатой симфонии Шостаковича, сделанной на лейбле «Альфа», то открою секрет: музыканты получили за эту запись по 100 евро. MusicAeterna началась с бесплатного музицирования. Но я не хочу, чтобы музыканты зарабатывали мало, это неправильно, они не должны думать о том, что съесть. Они должны стремиться к борьбе с музой, а не с животом.


– В вашей интерпретации «Так поступают все» поразили быстрые темпы. Какая философия стоит за ними?

– Думаю, причина – в ваших постромантических ушах. Если вы возьмете метроном Бетховена, вам его симфонии покажутся нереально быстрыми. Но признаюсь, я тоже, как и вы, вырастал в постромантическое время, и классическая музыка была у меня на слуху в определенных темпах. Но я перестроился на другой метроном и спустя месяц после этого уже мог слышать по-другому. Я провел достаточно длительные исследования в области темпов. Даже спорил с самим Николаусом Арнонкуром, который говорил, что увертюра к «Свадьбе Фигаро» в моей интерпретации жутко быстрая. «Какой в таком случае будет увертюра к «Так поступают все»?» А оркестр Арнонкура играл очень медленно. Но в одном трактате нашлось воспоминание о Вагнере, который сам дирижировал «Свадьбу Фигаро» не быстро. Во время исполнения ему кто-то сказал из зала: «Маэстро, вы играете неправильно. Моцарт играл стремительно быстро, считая на два, на Alla breve, я сам видел, как дирижировал Моцарт».


– Какими еще оперно-симфоническими чудесами собираетесь удивлять в ближайшем будущем?

– В Пермском театре будет премьера оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха, очень интересная история. Там же в следующем году будут исполнены «Оранго» и «Условно убитый» Шостаковича, а также шедевры, которые ни разу не исполнялись в России, – «Солдаты» Циммермана и «Гранд макабр» Лигети.


– Удалось ли вам договориться с властями Перми о продолжении условленного ранее финансирования своих проектов в оперном театре?

– Нам пообещали, что все будет хорошо.


– А о создании в Перми консерватории пока не договорились?

– Увы, нет. Пока люди не поймут, что образование высокого уровня там необходимо и целесообразно. Люди находятся в плену привычек: зачем что-то менять, если как-то до сих пор жили? Намного проще оставаться во тьме неведения, чем поставить правдивый диагноз. Это в корне неправильная позиция. Человек должен чаще заглядывать внутрь себя, чтобы понять, кто он и зачем он здесь, стараясь сделать шаги по самосовершенствованию. Так же и каждый город должен смотреть на себя со стороны и делать какие-то выводы. Правда, есть разница между, например, Санкт-Петербургом и Пермью, у которых разные критерии самооценок. В одном случае у города есть масса возможностей, доставшихся в качестве роскошного подарка от предшественников, а в другом таких возможностей намного меньше.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5364) от 18.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.