Как песня спасала людей

24 января в Капелле - премьера оратории Виктора Плешака «Ленинградки», посвященная 75-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Виктор Плешак, который в этом году отмечает 55-летие композиторской деятельности, большинству из нас известен прежде всего как автор многочисленных песен. «Экипаж - одна семья», «Неповторимый Петербург», «Парад Победы», «А стадион шумит: «Зенит», «Зенит», «Зенит» - все они на слуху. А песню «Ведь мы же с тобой - ленинградцы» многие считают народной. Кроме того, Виктор Плешак - автор симфоний, опер, балетов, мюзиклов. В ноябре 2014 года в Большом зале Филармонии состоялась премьера написанной им оратории «Песнь о купце Калашникове», приуроченной к 200-летию со дня рождения Лермонтова. А совсем недавно в Китае прошла мировая премьера симфонии композитора «Дуньхуан и Шелковый путь». Виктор Плешак рассказал журналисту Ларисе Южаниной об оратории «Ленинградки», о своей матери, пережившей блокаду, и о том, как музыка помогала ленинградцам выжить в самое страшное время.

Как песня спасала людей | ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

- Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, о предстоящей премьере.

- 17 музыкальных номеров оратории «Ленинградки» - своеобразный экскурс по всем жанрам, которые были представлены в огромном репертуаре ансамбля местной противовоздушной обороны (МПВО). Это хоровые и оркестровые произведения, частушки-перепляс, декламация стихов. Вы услышите даже оркестровую пьесу «В джазе только девушки».

Оратория написана мной специально для Государственного академического русского оркестра имени Андреева, с которым я работаю с 1967 года. 24 января Андреевский оркестр будет выступать под управлением Дмитрия Хохлова. На сцене также выступят солист Михайловского театра Александр Шахов, детский концертный хор «Перезвоны» ДШИ имени Глинки (руководитель - Лариса Яруцкая) и сводный женский хор музыкального педагогического училища Санкт-Петербурга (руководители - Лариса Яруцкая и Анна Барсова).

Либретто для оратории я написал сам. Сюда вошли поэтические произведения Анны Ахматовой, Маргариты Алигер, современных авторов. А также рассказы моей мамы-блокадницы и ее подруг, фрагменты из неопубликованных дневников ленинградцев, предоставленных мне журналистом Владимиром Желтовым. Читать тексты будет моя любимейшая актриса Светлана Крючкова.

Я посвящаю ораторию памяти моей мамы - Александры Федоровны Москвитиной (Плешак), а также всем героическим женщинам блокадного Ленинграда.

- Блокада, вероятно, одна из главных тем вашего творчества.

- Это святая тема. Я не перестаю задаваться вопросом: «Какая же сила помогла людям тогда выстоять?». На примере женского хора МПВО мне хотелось показать ту несокрушимость духа, которая таилась в этих хрупких девушках. В этом хоре моя мама пела с 1942 года до конца своих дней - до 2002 года, хотя и с перерывами.

Руководитель того хора Николай Никанорович Куклин был истинным интеллигентом. Выпускник петербургской Капеллы, до революции он служил регентом. Куклин вкладывал в хор всю душу. Личные трагедии в военное время коснулись почти каждого, но люди не прекращали занятий в этом уникальном ансамбле. Как вообще в нечеловеческих условиях возникло это чудо - коллектив-ансамбль МПВО? Кроме женского хора были балет, кукольный театр, гусляры, художественное чтение... Молодые артисты дали огромное количество концертов - более 600!

Я мальчишкой знал почти всех участниц хора. Когда в связи с «Ленинградским делом» в 1949 году хор МПВО был расформирован, для многих из них это стало трагедией. Спустя 15 лет, будучи учеником 10-го класса Ленинградского хорового училища при Капелле, я на слух воссоздал большую часть их репертуара. В 1964 году в ДК имени Кирова состоялась премьера возрожденного женского хора. В его составе было сто человек. Он просуществовал до 2006 года.

- Вы посвятили ораторию памяти своей мамы. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Мама была самой младшей из четырех детей. Все три ее брата погибли на войне. В дни блокады она работала на лесозаготовках. В самое тяжелое время, весной 1942 года, она вступила в ряды бойцов медико-санитарной роты, ухаживала за ранеными, тушила «зажигалки», разбирала завалы разрушенных зданий...

Мама была творческой личностью. До войны посещала балетную студию, пела и играла на ударных инструментах. Ее учителем был ударник из джаз-оркестра самого Леонида Утесова - Николай Самошин. Я родился в первый послевоенный год. Мама брала меня, грудного, на репетиции и укладывала на рояль. Рассказывали, что я никогда не плакал, если звучала музыка. Слушал. Хористки улыбались: «Композитором будет!».

На одном из юбилеев блокадной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича на сцену Большого зала Филармонии вышел хор ветеранов МПВО и спел нашу с Максом Дахие песню «Ленинградки». Для меня это очень дорогое событие. Эту песню много раз исполнила Нина Ургант. Сейчас «Ленинградки» поют не только популярные исполнители, но и совсем молодые певицы. В Капелле 24 января впервые эту песню исполнит Светлана Крючкова.

- Какие еще премьеры ваших произведений можно ждать в ближайшее время?

- 1 марта в Нижнем Новгороде будет впервые исполнено большое хоровое сочинение на стихи Альбины Шульгиной «Праведница» по мотивам рассказа Александра Солженицына «Матренин двор».

#блокада #Капелла #память #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6360) от 17.01.2019 под заголовком «Как песня спасала людей».


Комментарии