Как балалайка стала контрабасом

Михаил Дзюдзе - виртуоз игры на контрабас-балалайке. Недавно музыкант вернулся с гастролей по России: с концертами побывал в семнадцати городах. В Большом зале Филармонии состоялся «Фьюжн-марафон в стиле этно» с участием звезд народной и классической музыки, а также известных джазменов. Главным событием концерта, который прошел в рамках фестиваля «Национальная коллекция», была премьера: фильм-концерт для контрабас-балалайки и фортепиано с оркестром специально для Михаила Дзюдзе написал композитор Евгений Петров.
Накануне концерта с Михаилом ДЗЮДЗЕ встретилась корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА.

Как балалайка стала контрабасом | ФОТО предоставлено пресс-службой

ФОТО предоставлено пресс-службой

- Михаил, в прошлом году «Национальной коллекцией» был назван только концерт. На этот раз - уже целый фестиваль. Вы решили сделать событие регулярным?

- Идея кроссовера как смешения стилей и жанров сейчас очень актуальна. В чистом виде классика и народная музыка молодым людям уже не интересны. И мы пригласили лучших артистов, представляющих разные культуры, сумели их собрать в одном концерте. Они играли в ансамблях друг с другом.

- Во всем мире сейчас наблюдается всплеск интереса к народной музыке. А что происходит с жанром у нас в стране?

- В нашей стране - засилье поп-культуры на всех ведущих каналах, в том числе музыкальных. Поэтому у людей наступил голод по чему-то новому и интересному. К тому же, о чем я уже говорил, происходит кризис жанров - народного и классического. Во всем мире музыканты решают проблему сообща, собираются на симпозиумы, продумывают дальнейшие действия.

Я проехал 17 городов с сольным концертом контрабас-балалайки, и в залах была публика после 65 и старше. Надо готовиться к тому, что залы могут опустеть, если не менять форматы. Значит, надо искать перекрестные жанры, разговаривать современным языком с молодежью, привлекать молодую публику в залы. Сейчас активно развивается клубная культура, создаются альтернативные пространства. На будущий год я хочу попробовать сделать концерты в каких-то других, не академических пространствах.

- С чем связан кризис, о котором вы говорите?

- Парадокс, но в народном жанре мы оторвались от народа. Ансамбли играют один и тот же репертуар, и даже публика, которая постоянно ходит на их концерты, постепенно теряет интерес к этой музыке. Глупо говорить о какой-то элитарности, играя на домрах и балалайках. Поэтому мы должны быть открыты простому народу. И наша задача сейчас в том, чтобы привнести в народную музыку что-то новое. Я продолжаю искать новые пути развития жанра.

- Я так и не поняла, в чем причина упадка: не появляются новые композиторы, или эпоха звукозаписи уходит в прошлое, или ветром перемен сносит даже самые незыблемые ценности прежней культуры?

- Наверное, дело в подаче. Не привыкла молодежь идти в филармонию. Нужны новые мелодии и ритмы. На мой взгляд, современные композиторы пишут много заумной и сложной для восприятия музыки. А близкой этим ребятам музыкой никто не занимается. Мы перекормили публику мелодиями советской эпохи, написанной для народных оркестров. Тем более сейчас любую музыку можно найти в Интернете. Наша задача сделать так, чтобы молодые полюбили народные инструменты и пришли в филармонию.

- Вы побывали в семнадцати городах нашей родины. Что произвело на вас особенно сильное впечатление?

- Я поразился изменениям, происходящим на периферии. Меня порадовало, что идет активное строительство и восстановление храмов и церквей, исторических зданий. Некоторые города меня просто потрясли, такие как, например, Тамбов, Новосибирск и Кемерово. Владивосток потряс абсолютно. Много строят новых концертных залов, много дорог строится. И это вдохновляет. Но наша задача сделать так, чтобы эти залы заполняла благодарная публика, в том числе молодая.

- Просветите наконец меломанов, в чем разница между понятиями, обозначающими, в общем-то, одно направление в музыке: этно-рок, фолк-рок, фьюжн, кроссовер и так далее.

- Фольклор - собирание традиций. У нас на Руси в основном процветала песенная культура, древние распевы - инструменты появились позже. Но собирать фольклор - скорее, музейная работа. Народная музыка - то, что входит в репертуар ансамблей. Все остальное - современная музыка с элементами разных жанров. Сейчас границы жанров стали размываться, музыкантам сложно существовать в одиночку. Поэтому, например, модно соединять рок-группы и симфонические оркестры.

Каждый стремится открыть новую дверку: актеры катаются на коньках, танцуют в разных телешоу, спортсмены поют, в общем, чего только ни делают... Потому что кризис наступил и в поп-культуре. В живописи происходит то же самое. Художники порой сами не знают, чего хотят, и постоянно ищут новое. Для многих новое превратилось в самоцель, это другая крайность. Определения жанров критики дали, но их недостаточно, они уже не работают.

- Контрабас-балалайка раньше никогда сольно не звучала. Какова история этого «инструмента-полукровки», рожденного от союза классики с народной музыкой?

- Все комплекты инструментов для народного ансамбля с начала XX века создавал Василий Андреев. Изначально существовали кружки балалаечников. В кружках делали аранжировки народной музыки и исполняли. А потом Василий Андреев основал оркестр, в составе которого пять видов балалаек: прима, секунда, альт, бас и балалайка-контрабас. Он хотел создать тембровое наполнение ансамбля: от высоких до низких тембров. В народном оркестре у такой балалайки была та же функция, какую контрабас выполняет в классическом оркестре. Никаких мыслей продвигать и развивать этот инструмент как сольный в ХХ веке не было. Можно сказать, сейчас происходит его расцвет.

#Дзюдзе #контрабас-балалайка #виртуоз

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.