Как балалайка стала контрабасом

Михаил Дзюдзе - виртуоз игры на контрабас-балалайке. Недавно музыкант вернулся с гастролей по России: с концертами побывал в семнадцати городах. В Большом зале Филармонии состоялся «Фьюжн-марафон в стиле этно» с участием звезд народной и классической музыки, а также известных джазменов. Главным событием концерта, который прошел в рамках фестиваля «Национальная коллекция», была премьера: фильм-концерт для контрабас-балалайки и фортепиано с оркестром специально для Михаила Дзюдзе написал композитор Евгений Петров.
Накануне концерта с Михаилом ДЗЮДЗЕ встретилась корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА.

Как балалайка стала контрабасом | ФОТО предоставлено пресс-службой

ФОТО предоставлено пресс-службой

- Михаил, в прошлом году «Национальной коллекцией» был назван только концерт. На этот раз - уже целый фестиваль. Вы решили сделать событие регулярным?

- Идея кроссовера как смешения стилей и жанров сейчас очень актуальна. В чистом виде классика и народная музыка молодым людям уже не интересны. И мы пригласили лучших артистов, представляющих разные культуры, сумели их собрать в одном концерте. Они играли в ансамблях друг с другом.

- Во всем мире сейчас наблюдается всплеск интереса к народной музыке. А что происходит с жанром у нас в стране?

- В нашей стране - засилье поп-культуры на всех ведущих каналах, в том числе музыкальных. Поэтому у людей наступил голод по чему-то новому и интересному. К тому же, о чем я уже говорил, происходит кризис жанров - народного и классического. Во всем мире музыканты решают проблему сообща, собираются на симпозиумы, продумывают дальнейшие действия.

Я проехал 17 городов с сольным концертом контрабас-балалайки, и в залах была публика после 65 и старше. Надо готовиться к тому, что залы могут опустеть, если не менять форматы. Значит, надо искать перекрестные жанры, разговаривать современным языком с молодежью, привлекать молодую публику в залы. Сейчас активно развивается клубная культура, создаются альтернативные пространства. На будущий год я хочу попробовать сделать концерты в каких-то других, не академических пространствах.

- С чем связан кризис, о котором вы говорите?

- Парадокс, но в народном жанре мы оторвались от народа. Ансамбли играют один и тот же репертуар, и даже публика, которая постоянно ходит на их концерты, постепенно теряет интерес к этой музыке. Глупо говорить о какой-то элитарности, играя на домрах и балалайках. Поэтому мы должны быть открыты простому народу. И наша задача сейчас в том, чтобы привнести в народную музыку что-то новое. Я продолжаю искать новые пути развития жанра.

- Я так и не поняла, в чем причина упадка: не появляются новые композиторы, или эпоха звукозаписи уходит в прошлое, или ветром перемен сносит даже самые незыблемые ценности прежней культуры?

- Наверное, дело в подаче. Не привыкла молодежь идти в филармонию. Нужны новые мелодии и ритмы. На мой взгляд, современные композиторы пишут много заумной и сложной для восприятия музыки. А близкой этим ребятам музыкой никто не занимается. Мы перекормили публику мелодиями советской эпохи, написанной для народных оркестров. Тем более сейчас любую музыку можно найти в Интернете. Наша задача сделать так, чтобы молодые полюбили народные инструменты и пришли в филармонию.

- Вы побывали в семнадцати городах нашей родины. Что произвело на вас особенно сильное впечатление?

- Я поразился изменениям, происходящим на периферии. Меня порадовало, что идет активное строительство и восстановление храмов и церквей, исторических зданий. Некоторые города меня просто потрясли, такие как, например, Тамбов, Новосибирск и Кемерово. Владивосток потряс абсолютно. Много строят новых концертных залов, много дорог строится. И это вдохновляет. Но наша задача сделать так, чтобы эти залы заполняла благодарная публика, в том числе молодая.

- Просветите наконец меломанов, в чем разница между понятиями, обозначающими, в общем-то, одно направление в музыке: этно-рок, фолк-рок, фьюжн, кроссовер и так далее.

- Фольклор - собирание традиций. У нас на Руси в основном процветала песенная культура, древние распевы - инструменты появились позже. Но собирать фольклор - скорее, музейная работа. Народная музыка - то, что входит в репертуар ансамблей. Все остальное - современная музыка с элементами разных жанров. Сейчас границы жанров стали размываться, музыкантам сложно существовать в одиночку. Поэтому, например, модно соединять рок-группы и симфонические оркестры.

Каждый стремится открыть новую дверку: актеры катаются на коньках, танцуют в разных телешоу, спортсмены поют, в общем, чего только ни делают... Потому что кризис наступил и в поп-культуре. В живописи происходит то же самое. Художники порой сами не знают, чего хотят, и постоянно ищут новое. Для многих новое превратилось в самоцель, это другая крайность. Определения жанров критики дали, но их недостаточно, они уже не работают.

- Контрабас-балалайка раньше никогда сольно не звучала. Какова история этого «инструмента-полукровки», рожденного от союза классики с народной музыкой?

- Все комплекты инструментов для народного ансамбля с начала XX века создавал Василий Андреев. Изначально существовали кружки балалаечников. В кружках делали аранжировки народной музыки и исполняли. А потом Василий Андреев основал оркестр, в составе которого пять видов балалаек: прима, секунда, альт, бас и балалайка-контрабас. Он хотел создать тембровое наполнение ансамбля: от высоких до низких тембров. В народном оркестре у такой балалайки была та же функция, какую контрабас выполняет в классическом оркестре. Никаких мыслей продвигать и развивать этот инструмент как сольный в ХХ веке не было. Можно сказать, сейчас происходит его расцвет.

#Дзюдзе #контрабас-балалайка #виртуоз

Комментарии