Как нам друг друга понять

В Петербурге прошел II Всемирный фестиваль русского языка, организованный МАПРЯЛ — Международным некоммерческим партнерством преподавателей русского языка. 300 финалистов из 60 стран мира — преподаватели русского, студенты и школьники, соотечественники, проживающие за рубежом, и просто любители русского слова приехали, чтобы говорить по-русски и обсуждать проблемы русского языка.

Как нам друг друга понять | ФОТО  Asaf-Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

Всегда интересно, как человек другой культуры открывает для себя наш язык, как русский становится для него не просто хобби или сферой профессионального интереса, а неотъемлемой частью жизни.

Доктор филологических наук профессор итальянского университета Мачерата Марко Саббатини заинтересовался русским еще в школе, причем в семье никто не говорил по-русски и вообще к СССР относились весьма настороженно. Марко вспоминает, как читал в школе Гоголя на итальянском, а потом, в университете, — уже в оригинале. И Пушкина, и поэтов пушкинской поры, а потом уже прозу великих — Толстого, Достоевского, что для студента вообще подвиг. Слушал, кстати, «Аквариум» и «Кино», но однажды услышал Высоцкого и был поражен силой его поэтического, песенного дара. Написал диплом о Высоцком.

В девяностые молодой итальянец оказался в Петербурге, преподавал итальянский в Купчине — в школе # 381, где его изучали с шестидесятых годов. «Это поразило меня — Купчино, дальний район города, виды вокруг безрадостные, да еще зима, а дети 9 — 10 лет говорят по-итальянски, — вспоминает Марко. — Культурный шок я испытывал каждый день. Но в моей душе уже прочно поселилась Россия, это были уже не просто отношения с книгами, это была жизнь, это были люди». Марко читал лекции, много переводил, но потом все же вернулся в Рим, поступил в аспирантуру. И выбрал тему — жизнь в Петербурге девяностых даром не прошла — ленинградский поэтический андеграунд. Поэзия Стратановского, Охапкина, Кривулина, Елены Шварц, ленинградский «Самиздат» стали предметами исследования его диссертации.

Сейчас Марко Саббатини, преподавая русский и литературу своим студентам, не устает говорить, что мотивация учить русский, чтобы работать в фирмах или крепить внешнеэкономические связи, — мотивация недостаточная. И предлагает, а иногда просто заставляет их учить наизусть «Медного всадника». «Потому что «Люблю тебя, Петра творенье...» — это, как говорил Дмитрий Пригов, такая мантра, и в этих строках, в этом поэтическом ритуале — источники и ключи для понимания людей и страны.

Директор института мировой литературы Шанхайского университета Чжэн Тиу сейчас работает над книгой по истории русской поэзии и в качестве ответственного редактора — над трехтомником по истории русской литературы. Все это выходит в Шанхайском университете, куда когда-то поступил Чжэн Тиу, чтобы учить русский, которым заинтересовался в школе. Кстати, тогда — в конце 1970-х — отношения у Китая с СССР были не столь теплые, как ныне у Китая с Россией.

Китайский ученый вспоминает: «Я не знал тогда, когда начинал учиться, что русский язык такой трудный». Через три года изучения языка в Шанхае Чжэн Тиу отправили в МГУ — учить русский в СССР. Там он узнал про Серебряный век, символистов и акмеистов. Это стало и литературной любовью, и сферой научных интересов. Чжэн перевел 170 стихотворений и две поэмы Александра Блока, вышедшие в Китае отдельной книгой. Переводил Анну Ахматову. А однажды, это уже в 1993 году, во время командировки в Россию купил «Уединенное» Розанова. Сел читать прямо в гостиничном номере и был так потрясен, что, приехав в Китай, начал переводить. С тех пор он перевел на китайский также «Опавшие листья» и «Апокалипсис наших дней» Розанова.

Когда я попросила Чжэна сформулировать, что же так дорого ему не как ученому, а просто как обычному читателю в русской литературе и поэзии, он начал читать Блока:

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцей,

А вот у поэта — всемирный запой,

И мало ему конституций!..

А потом Есенина:

И не мучь меня заветом,

У меня заветов нет.

Коль родился я поэтом,

То целуюсь, как поэт.

«Это русская душа, русский размах, русская загадка, в чем-то схожая с нашей, поэтому нам легко друг друга понять», — заключил китайский филолог.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...